Должны ли христиане исполнять Десять заповедей? (01.04.2010)

Опубликовано: AlexYefetov | Рубрика: Дневник

Продолжаю выкладывать отрывки из книги “Голое Евагелие”. Выводы, к которым приходит автор ниже, многим могут показаться непривычными и даже неожиданными . Но при этом кто осмелится упрекнуть его в небиблейском подходе? Читаем, переосмысливаем духовные реалии (актуально в Чистый четверг):

В Соединенных Штатах некоторые христиане борются за право вывешивать на стенах общественных зданий Десять заповедей. Мы говорим, что не хотим, чтобы наше общество лишилось своих христианских корней.

Однако христианство никогда не зиждилось на законе — даже на Десяти заповедях.

Закон порождает грех

Заповеди не предназначены, чтобы руководить христианами. Они не обуздывают греховных желаний. По сути, закон приводит к увеличению греха:

Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти.

Римлянам 7:5 (курсив автора)

Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.

Римлянам 7:8 (курсив автора)

Приведет ли следование Десяти заповедям к благочестивой жизни? Павел подводит нас к прямо противоположному заключению. Богословы спорят, о каком из своих состояний говорит Павел в седьмой главе Послания к римлянам: о жизни в спасении или вне спасения. Как бы там ни было, основная мысль заключается в том, что человек — неважно, спасен он или нет — не может исполнить закон. Закон постоянно стимулирует грех.

Он пробуждает греховные страсти. Через закон грех обретает свою силу. Именно это разъясняет седьмая глава Послания к римлянам. А если так, то насколько многообещающе выглядит перспектива христианской жизни как старания в совершенстве исполнить Десять заповедей? Павел показывает, что каждый человек, который по-настоящему пытается изо всех сил исполнить закон, в конце концов осознаёт: закон убивает. В полном соответствии с Божьим замыслом, Моисей дал начало служению осуждения.

Недавно в одной книге были с юмором описаны приключения человека, попытавшегося в течение целого года жить строго по уставам Ветхого Завета. Она в деталях описывает, на что может быть похожа такая жизнь в современной Америке. Герой изменил свое меню, исключив из него определенные виды мяса и рыбных блюд. Он перестал носить одежду, сделанную из более, чем одного вида ткани. Ему даже пришлось приносить в жертву разных животных! В конце концов он, смеясь, честно признался, что не смог выполнить даже половины постановлений Ветхого Завета. Автор также приводит изощренные умозаключения некоторых из его знакомых евреев, которые решили, что в наши дни всё обстоит несколько иначе, и им не обязательно придерживаться всех ограничений закона — достаточно только некоторых.

Десять заповедей

Сегодня многие соглашаются с тем, что обрядовый закон, ограничивающий всё от питания до гардероба, — не для христиан. И действительно, следовать этим правилам пытаются совсем немногие христиане. Однако должны ли христиане по-прежнему рассматривать Десять заповедей как свои нравственные руководящие принципы?

Говоря о законе, пробуждающем греховные страсти, Павел использует слово «пожелание». Он открывает, что одна из Десяти заповедей стимулирует грех в его жизни. Грех использует повеление «не желай» для того, чтобы принудить Павла прилагать человеческие усилия к подавлению желания. И получается естественный результат – желание. Когда плотские потуги пытаются преодолеть грех, последний всегда побеждает, поэтому Павел в конце концов обнаружил, что сражается со «всяким» желанием.

Мне представляется забавным, что пламенный религиозный лидер не мог победить в себе желание владеть вещами, принадлежащими другим! Конечно, Савл Тарсянин мог наводить внешний лоск, однако внутренне он был виновен в том, что желал чужого добра.

Павел как бы постоянно повторяет: «Я сражался с законом, и закон победил».

Во Втором послании коринфянам мы видим подтверждение того, что Десять заповедей не приносят ничего, кроме осуждения и смерти:

Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, то не гораздо ли более должно быть славно служение духа? Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.

2 Коринфянам 3:7-9 (курсив автора)

Откуда мы узнаём, что Павел имеет в виду Десять заповедей, а не какие-нибудь обрядовые постановления? Он особо подчеркнул, что служение было «буквам, начертанным на камне», а это относится только к Десяти заповедям. Таким образом, это было служение, предназначенное для осуждения.

Если мы живем по закону, то грех будет властвовать над нами. Если мы живем свободными от закона (по благодати), то грех не одолеет нас: «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Римлянам 6:14).

Желанная всеми нами свобода от власти греха находится прямо у нас под носом. Преграда, не дающая нам побеждать искушение, — неверный способ ведения сражения. Вооружаясь законом, мы каждый раз обрекаем себя на неудачу.

Мы можем называть это «самодисциплиной», «подотчетностью» или изобрести любое другое слово, но если в основе не лежит зависимость от пребывающего внутри нас Христа, то мы неизбежно приводим в движение колёса человеческих усилий. В нашем сражении с грехом перспектива — это всё.

«Но разве Бог не помогает нам соблюдать закон?», — спросите вы.

Если эту мысль развить до крайности, то не должен ли  Святой Дух побуждать нас избегать свинины, носить одежду, сделанную только из одного вида ткани, изолировать друзей и родных с кожными заболеваниями и удерживаться от работы с вечера пятницы до вечера субботы? Это означает, что мы должны запретить барбекю, выбросить нейлоновые чулки, перестать проверять в пятницу вечером электронную почту и не работать в саду по субботам. Но разве это — намерение Божьего Духа для вашей жизни?

Подумайте сами.

Чихуахуа

«Погодите минутку! — кричал мне один из них. — Вы впали в крайность! Я согласен, что Святой Дух не собирается помогать нам жить по всей книге Левит, но мы по-прежнему должны исполнять Десять заповедей. И мы должны просить Святого Духа помочь нам в этом!».

Я проводил двухдневный семинар для пасторов, студентов семинарии и церковных лидеров в мексиканском городе Чихуахуа. Это был уже второй день, и наша аудитория по сравнению с предыдущим днем выросла с сорока до почти двухсот человек. Дискуссия становилась все более жаркой. Люди явно освобождались от гнета религиозности.

Мы сделали перерыв, и я вышел в фойе выпить кофе. Не успел я отхлебнуть из чашки, как меня неожиданно окружили четыре лидера, которые были злее шершней. Молча выслушав в течение нескольких минут их страстные замечания, я понял, что больше всего их разозлило мое решительное заявление о том, что христиане свободны даже от Десяти заповедей.

— Но ведь одна из Десяти Заповедей повелевает чтить субботу. Вы же не соблюдаете еврейский шаббат с вечера пятницы по вечер субботы? — спросил я.

— Ну… Нет.

— В таком случае, исключая четвертую заповедь о субботе, получается, что вы подчиняетесь уже Девяти заповедям?

В этот момент объявили об окончании перерыва, и наша дискуссия прервалась.

— Поразмышляйте об этом на досуге, — сказал я, пока мы возвращались в аудиторию.

Плохая замена

Бог никогда не давал нам разрешения делить закон на части согласно своим предпочтениям и потом выбирать, чему мы будем подчиняться, а чему — нет. Он избавил нас от всего закона, исполнив его через Иисуса Христа. Теперь мы не обязаны исполнять ничего из закона.

Но как же мы можем жить благочестиво, не используя в качестве руководящих принципов Десять заповедей? Это естественный вопрос, возникающий у каждого, кто слышит, что верующим не нужен закон. Короткий ответ гласит: когда мы уверовали, в нас поселяется Святой Дух, и Его достаточно! Того плода, который исходит от Святого Духа внутри нас, достаточно. И «на таковых нет закона» (Галатам 5:23).

Новый Завет учит, что водимые Духом — не под законом. Закон — плохая замена водительству Святого Духа. Мы можем думать, что, подчиняясь Десяти заповедям, мы получаем хороший способ навести порядок в своем духовном доме. Однако жизнь, направляемая законом, приводит к прямо противоположному результату. Единственный разумный выбор — позволить Христу проявлять Себя через нас. Это — Божий способ влиять на нас и демонстрировать Его жизнь окружающим.

Некоторые говорят: «Я не живу по закону Моисея. Я знаю, что я свободен от всех этих заповедей. Вместо этого я живу по христианским принципам». Это — лишь благозвучный вариант все того же законнического подхода.  И он крадет у верующих радость жизни, основанной на зависимости от Христа. Мы знаем, что «правильная жизнь» согласно нравственным стандартам мешает понять суть спасения. Однако выбор в пользу «нравственности» может даже помешать христианину всецело зависеть от Христа. «Возвышенная» жизнь для верующих — это скрытый барьер на пути к жизни в благодати.

Притягательность правил

Принципы, правила и стандарты, какими бы «христианскими» они нам ни казались, — дешевые заменители жизни, вдохновляемой Самим Богом. О правилах и их действительной значимости  для христиан мы читаем в Послании к колоссянам:

Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» — что все истлевает от употребления, — по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.

Колоссянам 2:20-23 (курсив автора)

Павел осознает притягательность норм, повелений и уставов как средств самосовершенствования. Однако он отвергает их как бессильных принести в нашу жизнь какие-либо реальные перемены. Обратите внимание, что он здесь не говорит о путях обретения спасения. Речь идет о нашем подходе к жизни уже после того, как мы умерли со Христом.

Как возникает истинное поклонение? От чего происходит настоящее смирение? Что приносит реальную победу над грехом в нашей жизни? Павел говорит о повседневной жизни верующего. И он категорически заявляет, что правила и уставы — не то, что нам нужно.

Кто-то может сказать: «Я знаю, что жизнь по правилам не спасает меня, но теперь, когда я спасен, нужны правила, чтобы направлять меня». Именно так говорили галаты, и это заставило Павла написать следующее:

Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?

Галатам 3:2-3

Павел здесь обращается к христианам, которые уже приняли Духа, но решили вернуться к закону как средству самосовершенствования. Они приняли Духа по вере, и Павел увещевает их не заканчивать человеческими усилиями!

Этот и другие подобные отрывки Нового Завета касаются повседневной жизни. Павел развенчивает миф о том, что Богу нравятся методы «самосовершенствования», основанные на правилах. Он и сегодня задает нам тот же вопрос: «Неужели присутствия воскресшего Христа внутри вас не достаточно?».

Комментариев еще нет

  • Пишите ваши мнения. Мы будем рады конструктивному обсуждению поднимаемых тем.

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий!