Есть ли другой путь? (26.03.2010)

Опубликовано: AlexYefetov | Рубрика: Дневник

Кризис современного христианства и дискредитация верующих в глазах мира. Кто виноват и что делать? Отрывки из книги “Голое Евагелие”:

Многие из моих знакомых нехристиан осознанно стараются не подхватить болезнь христианства. Они обычно называют себя атеистами или агностиками и явно гордятся такими титулами. По их пониманию, избегать болезненных симптомов ненужной религии — это очень мудро.

Пожалуй, справедливо, что некоторые до сих пор называют христианство «костылем». По сути, слово «костыль» совсем не плохое, поскольку обозначает опору для того, кто может упасть без поддержки. Однако более современное и популярное мнение гласит: «Зачем подвергать себя тому, что явно делает столько людей несчастными?». Для многих христианство сегодня напоминает скорее рак, чем костыль.

Внешние все больше осознают тот факт, что многие христиане недовольны своей церковью или своими личными взаимоотношениями с Богом. Их вера просто перестала быть действенной, поскольку им, кажется, не удается исполнять свою сторону «сделки» с Богом. Многие христиане прошли через незабываемое переживание покаяния и, возможно, — через исполненный радостью период духовного роста, однако по тем или иным причинам то, что начиналось как волнующее и взрывное, в итоге закончилось ничем.

Древняя проблема

Эта проблема не нова. Более столетия назад Ханна Уиталл Смит процитировала в своей книге слова одной из своих подруг, которые представляют собой взгляд на христианство извне:

«Если вы, христиане, хотите, заинтересовать нас, агностиков, своей религией, то сами должны научиться чувствовать себя более комфортно с нею. Как по мне, те христиане, которых я встречала, — это самые обремененные из всех людей. Такое ощущение, что они терпят свою религию, как человек терпит головную боль. Он не может ради облегчения избавиться от собственной головы, но в то же время чувствует себя из-за нее крайне некомфортно. Лично меня подобная религия не интересует».

Из книги Ханны Уиталл Смит «Бог всякого утешения».

Итак, если мы признаем существование данной проблемы, то единственный разумный путь — это найти ее решение. Но куда же нам обратиться в поиске действенных ответов? Наверное, лучше всего начать с выявления источника противоречия, возраст которого на самом деле гораздо более ста лет.

Для того, чтобы определить корень этой «религиозной» проблемы, перенесемся не на сто, а на тысячи лет в прошлое, когда народ Израиля собрался, чтобы услышать, чего от них требует Бог. Обратите внимание, что тогда их ответ был единодушным «да»:

И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем. И написал Моисей все слова Господни… и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны.

Исход 24:3,7

В общей сложности – свыше 600 заповедей. Список из более чем 350 пунктов и действий, от которых следует воздерживаться, и около 250 предписаний, обязательных для исполнения евреям. И, кстати говоря, нарушение некоторых постановлений закона (например, идолопоклонство и грехи сексуального характера) карались смертью!

И во что же вылилась искренняя готовность израильтян исполнять Божьи заповеди? Думаю, вы знаете. Записанная в Ветхом Завете история Израиля — это сплошная вереница падений и разочарование за разочарованием.

Американские горки

Бог уполномочил колено Левия быть священниками Израиля. В их функции входило учить народ закону, приносить в жертву животных и молиться о Божьем водительстве. В день искупления первосвященник совершал служение во Святом Святых. Он должен был войти за завесу и побрызгать кровью жертвенного животного на крышку ковчега как приношение, сначала — за собственные грехи, а затем — за грехи израильтян. Священник служил на протяжении двадцати пяти лет или пока не умирал. В последнем случае право занять его пост переходило к старшему сыну. Согласно Божьему повелению, священство принадлежало только роду Левия.

Одно из лучших описаний состояния Израиля под законом принадлежит перу Асафа — руководителя левитского хора. В псалме 77 мы читаем, что Бог был неизменно верен Израилю. Он избавил израильтян из египетского рабства, разделил Красное море и направлял их с помощью облака днем и огненного столба ночью. Он расколол скалы, чтобы чудесным образом дать воду, и даже давал пищу с неба. Бог снова и снова доказывал Свою верность, и все, что Он просил в ответ, — всего лишь верность Израиля.

Однако псалом 77 показывает, что израильтян в отношениях с Богом бросало то вверх, то вниз, как на американских горках. За послушанием следовало падение, за падением — обещание вновь посвятить себя Богу, а затем — очередное падение… Рассмотрим небольшой фрагмент из псалма Асафа:

Но они еще искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не сохраняли; отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук; огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его. Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля.

Псалом 77:56-59

Итак, народ в конце концов оказался в проблемах. Ну а как же священники? Наверное, священнический род Левия оставался верным Богу, невзирая на непослушание Израиля?

Итак для вас, священники, эта заповедь: если вы не послушаетесь и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца.

Малахия 2:1-2

Священники сами поступали не намного лучше израильских «мирян». Но, может быть, все дело в том, что для формирования послушания целого народа требуется время? Нет. И через тысячи лет после исхода израильтян из Египта, и спустя века после написания книги Малахии даже самые благочестивые евреи-служители испытывали трудности с тем, чтобы оставаться верными Богу. Так, исполнить свои религиозные обязательства перед Богом не мог Савл из Тарса — наверное, самый посвященный из всех израильтян. «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Римлянам 7:15, курсив автора).

Некоторые считают, что закон предлагает религиозную практику, которая несет чувство удовлетворения, и наполненную смыслом жизнь. Но, так или иначе, он провозглашает проклятие за неудачу для каждого, кто пытается исполнить его. И никто не сможет уйти от неизбежного итога. В законе, как таковом, конечно же, нет ничего плохого, однако своим нагромождением правил он ясно показал, что со всеми без исключения израильтянами было что-то не в порядке.

Перемотка вперед

Но давайте перемотаем пленку времени на пару тысячелетий вперед. Разочарованными и несчастными из-за своей религии себя чувствовали и чувствуют не только набожные израильтяне.

Например, существует достаточно документальных источников о том, как со своей религией боролся Мартин Лютер. Несмотря на его рвение и благочестивый образ жизни, он был постоянно охвачен чувством вины. Находясь на грани потери рассудка от самобичевания,  Мартин предпринимал бесчисленные попытки искупить бесконечный список своих грехов. Он не только хлестал себя до крови, но и, бывало, проводил ночи напролет, лежа на снегу посреди глубокой зимы. В итоге товарищам Мартина приходилось уносить его бесчувственное тело в безопасное место.

Подобные переживания были и у Матери Терезы. В ее недавно опубликованных дневниках записано следующее признание: «Мне говорят, что Бог любит меня, и все же реальность тьмы, безразличия и пустоты настолько велика, что мою душу ничто не трогает. До того, как я взялась за труд, было столько единства, любви, веры, упования, молитвы и жертвенности! Неужели я ошиблась, слепо подчинившись призыву Пресвятого Сердца?..» (адресовано Иисусу, по совету исповедника, дата не указана).

За более чем сорок лет неустанного служения Мать Тереза оказала влияние на тысячи и тысячи жизней. Она протягивала руку помощи больным, бездомным, сиротам не только в Калькутте, но и по всему миру. И все же, ее дневники открывают внутреннюю борьбу за смысл и цель жизни, за стабильные и прочные взаимоотношения с Богом.

Итак, что же объединяет Савла Тарсянина, Мартина Лютера и Мать Терезу? Они все оказались в сетях религиозной системы, которая вместо стабильного чувства удовлетворенности и завершенности приносила страдания. Их методы умилостивления Бога, которые позволили бы приблизиться к Нему, в конце концов привели к глубокому разочарованию. Прилагая несравненно больше усилий, чем когда-либо прилагал любой из нас, в итоге они, наверное, сказали себе: «Сколько еще? Когда это закончится? Почему Бог до сих пор недоволен? Когда же я смогу расслабиться и радоваться жизни? Должен быть какой-то другой путь».

Другой путь

А что если другой путь действительно существует? Что если мы можем положить конец всякому чувству религиозной вины и наслаждаться жизнью? Что если мы можем достичь такой близости с Богом, когда будем буквально ощущать его внутри себя? Что если мы можем идти по жизни, будучи самими собой, и тем или иным образом являть Христа окружающим? И что если все это может происходить не за счет наших усилий? Это будет означать конец всякой религии. Это будет означать, что нам больше не потребуется самоанализ и оценка своей духовности.

Существует путь, называемый «Старое», неизменно ведущий к разочарованию независимо от того, сколько «святых» усилий мы прилагаем. Существует также и путь «Новое», за который ничего не нужно платить и который все преображает. Впрочем, есть еще и третий вариант: гибрид Старого и Нового, который можно найти во многих современных церквях.

Цель этой книги — показать тщетность Старого и неизмеримое блаженство Нового. И что важнее всего, речь пойдет о том, как избежать страданий современной гибридной религиозности и наслаждаться чистотой Нового. Новое — это именно то, что на протяжении всей истории было предназначено Богом для посвященных, но несчастных людей.

И это — именно то, что предназначено Богом для вас.

Комментариев еще нет

  • Пишите ваши мнения. Мы будем рады конструктивному обсуждению поднимаемых тем.

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий!