Ощутимые потребности (27.12.2006)

Опубликовано: AlexYefetov | Рубрика: Статьи

Библейский способ открыть замкнутые умы

«Вы никогда не знаете, насколько доступны люди, пока не попытаетесь до них дотянуться; однако вы должны подходить к каждому человеку через правильную дверь» – Генри Уорд Бичер

Идея помощи в удовлетворении «ощутимых потребностей» людей порой понимается неправильно. «Мы ведь должны обращаться к их реальным духовным нуждам?» – возможная критическая реакция и закономерный вопрос.

Что такое «ощутимые потребности»?

Ощутимая потребность это что угодно в любой области моей жизни, что я воспринимаю, как потребность. В самом широком смысле это может быть чуть ли не все – потребность в:

  • ответах на практически любой вопрос
  • информации о чем-либо, что меня интересует
  • обучении полезным навыкам, например, как готовиться к экзаменам, как использовать какую-то конкретную программу
  • в чем-то, над чем можно посмеяться
  • многих других вещах.

В более узком смысле, ощутимые потребности – это более глубокие личные нужды, жизненные проблемы с которыми все мы сталкиваемся:

  • одиночество
  • налаживание взаимоотношений
  • семья и воспитание детей
  • умение распоряжаться деньгами
  • получение удовлетворения
  • борьба со стрессом и тревогой
  • проблемы на работе
  • болезни

Ничто из перечисленного не относится непосредственно к тому, что мы могли бы назвать «основными духовными вопросами»: греховность, падшая людская натура, бунт против Бога и потребность в спасении, хотя все это и возникло под влиянием грехопадения и нашей собственной греховной и эгоцентричной натуры. Но они являются именно усилителем, который Бог очень часто использует, чтобы инициировать процесс, который заканчивается обращением. Конечно, Бог всевластен на протяжении всего этого процесса. Но это помогает нам понять его ход – и диаграмма «Матрица Грея» является поразительным и вполне Библейским способом проникновения в суть Божьего замысла. Если мы понимаем методы, которыми пользуется Бог, чтобы обращаться к людям, находящимся на различных уровнях этой шкалы, мы можем работать совместно с Ним, чтобы подавать информацию соответствующим образом. Ощутимые потребности можно, таким образом, рассматривать как вход, первый шаг на пути. На более позднем этапе должна следовать полная и сбалансированная проповедь Евангелия.

Например, в Великобритании имеется служба консультирования по вопросам задолженностей, которая работает в тесном сотрудничестве с поместными церквами, ведя миссионерскую работу в территориальной общине. В результате, весьма большой процент получивших консультации стали христианами. Подобные служения стремятся оказывать помощь человеку во всем: удовлетворение осознаваемых потребностей – это не конец истории, а вступление к Евангелию.

Больше о Матрице Грея – более глубокое понимание духовных странствий человека
Заглядывая в их головы – как на самом деле думают нехристиане


Что говорит Библия?

Очевидно, нашим важнейшим ориентиром является служение Иисуса. Если мы посмотрим на различные встречи Иисуса с людьми, то увидим, что едва ли не во всех случаях Он, прежде всего, обращался к их ощутимым потребностям. Во многих случаях крайняя нужда больных удовлетворялась исцелением, вслед за которым часто следовал «духовный» совет (хотя он не всегда принимался). И, кстати, проповедуя Благую весть, Он никогда не начинал с примеров из Писания за исключением одного случая – в синагоге. Вместо этого Он излагал Свои мысли, используя метод притчей, т.е. рассказывая истории.

Женщина у колодца

Например, как Он говорил с женщиной у колодца? Прежде всего, как великий мастер наводить мосты, Он попросил пить. Это было началом интересного разговора. В последовавшей короткой беседе о воде живой Иисус точно указал как на нужду женщины, так и на ее проблему. Не осуждая женщину каким бы то ни было образом, Он сказал ей, что знает, что она живет с мужчиной, не являющимся ее мужем, и что у нее уже было пять мужей. Иисус знал глубочайшую потребность этой женщины – потребность в принятии, – и когда Он удовлетворил эту нужду, женщина уверовала в Него и невольно стала самой восторженной свидетельницей – и, вероятно, заложила основу позднейшего духовного возрождения в Самарии (Деян. 8:1-40 ).

У Закхея тоже была глубокая потребность в дружеских отношениях. Иисус удовлетворил ее, войдя в его дом, чтобы предложить подлинную дружбу и общение, что подразумевалось посещением дома и совместной трапезой.

Только два раза во всех Евангелиях Иисус сразу и непосредственно удовлетворял духовную нужду. У готовящегося умереть на кресте разбойника была реально ощущаемая потребность – он осознавал свою греховность. И Иисус удовлетворил эту нужду. Потребность, ощущаемая Никодимом, тоже была духовной. Он искал ответов на духовные вопросы, и Иисус дал их.

Отправной пункт

Независимо от того, носила ли нужда человека физический, общественный, эмоциональный или духовный характер, Иисус всегда исходил из уровня духовного понимания этого человека, и всегда начинал с его ощутимой потребности. Следовательно, формула эффективного общения проста:

  • знать Бога
  • знать себя
  • знать людей

и всегда направлять свое послание на удовлетворение ощутимых потребностей этих людей. Хоть это и сложно, но именно так общался Христос. Сомнительно, что нам удастся найти лучший способ.

Пример Сперджена

Хоть мы и не всегда можем использовать методы проповеди Евангелия, которые Бог применял в предшествующие столетия, стоит отметить, что Сперджен в своих проповедях и сочинениях часто начинал с того, что давал совет, помогающий удовлетворить ощутимые потребности. Его способность точно определить состояние людей является одной из причин, почему его проповеди и сегодня остаются столь удобочитаемыми (и читаемыми столь часто). Еще одна причина – это использование им юмора. Начатый им исключительно по вере гигантский проект по созданию сиротских приютов также был непосредственным удовлетворением ощутимых потребностей. Он знал, что это служение милосердия будет также способствовать зарождению симпатии к Евангелию, как это и показывает Матрица Грея.

Ощутимые потребности против реальных

Проблемой, от которой страдают многие христиане является убежденность в том, что мы должны помогать удовлетворению лишь реальных нужд людей, которые обычно понимаются как духовные. Это означает игнорировать тот факт, что Бога интересует не только духовная жизнь человека, но человек в целом (Иак. 2:14-17). Это также означает непонимание того, что ощутимые потребности или то, что воспринимается человеком как нужда, находятся на уровне сознания, в то время как действительные потребности, духовные они или нет, – обычно находятся на подсознательном уровне.

Следовательно, добраться до реальных потребностей, каковы бы они ни были, можно только через потребности ощутимые. Именно ощутимые нужды ведут к действительным. По мере того, как ощутимые потребности, будучи осознанными, удовлетворяются, на этот уровень поднимаются другие потребности, в свою очередь становясь ощутимыми. По мере того, как будут удовлетворяться и они, в конце концов, и духовные и другие реальные потребности поднимутся на уровень сознания и превратятся в ощутимые. Только тогда ими можно будет заняться и постараться удовлетворить.

Игнорировать ощущаемые человеком нужды и стремиться удовлетворить другие – надежный способ гарантированно закрыть его разум и держать закрытым для нашего послания. С другой стороны, понять и распознать ощущаемые человеком и осознанные им потребности – верный способ гарантированно сделать его разум открытым для того, что мы должны сказать, и обеспечить, что он будет оставаться открытым, пока мы будем давать надежду на удовлетворение его потребностей. Если человек почувствует, что мы не можем удовлетворить его потребностей, его разум вновь закроется для нас, и он станет искать решение своих проблем в другом месте.

Мы видим также, что Иисус дружески поддерживал людей – что является ключом к эффективному общению.

История успеха, связанного с ощутимыми потребностями

Иллюстрацией истории успеха печатного издания служит «Reader’s Digest» – преуспевающий многоязычный журнал, распространяющийся по всему миру. Почему он добился такого успеха? Он использует журналистский принцип «люди интересуются людьми», публикуя захватывающие истории из реальной жизни. В нем есть юмор и всякое легкое чтиво. Он использует всем понятные слова и обороты, доступные даже тринадцатилетнему читателю. Однако главный ключ к успеху «Readers Digest» в том, что он предлагает практические ответы на многие жизненные вопросы – т.е. ощутимые потребности. Мы можем использовать эту стратегию в христианском общении.

Стратегии благовестия через служение часто также ориентированы на удовлетворение ощутимых потребностей. Они могут помочь нам найти творческие подходы к проповеди Евангелия в Интернете (и не только). Приемы позволительной евангелизации также можно применять для эффективного миссионерства в Интерете.

Удовлетворение ощутимых потребностей в Сети

Поскольку Интернет является уникальной информационной средой, он позволяет нам выбрать в качестве целевой аудитории любую группу людей по их интересам или нуждам: тому, что они ищут в Сети. Поэтому Интернет идеально подходит для достижения людей через ощущаемые ими потребности. Это получило название Стратегия моста.

Мы можем достичь их, взяв за отправную точку хобби, спорт, музыку, игры, науку, литературу, фильмы, студенческую жизнь, женские увлечения, практику деловых отношений, местные новости и множество других вещей. Прочитайте пример, посвященный успешному использованию этих стратегий в Польше. Также, сайт www.okolokino.ru предлагает рецензии популярных фильмов и рассказыает о духовных аспектах и параллелях, представленных в современном кино. 

Однако мы можем также обращаться к более глубоким личным потребностям при помощи сайтов, посвященных таким деликатным вещам, как, например, жизненные проблемы, женские тревоги, потребности подростков/студентов, вопросы здоровья и многим другим.

По материалам Christian Communication Course 

Комментарии (4)

  • Aleksandr // Sep 11, 2008 at 19:27

    знать Бога
    знать себя
    знать людей…
    отличный критерий! Вообще замечательный сайт, под его влиянием попробовал запустить свой блог. Буду рад, если хоть кому то смогу помочь. Спасибо вам!

  • TimothyHa // Sep 11, 2008 at 21:16

    Среди евангелистов и проповедников до сих пор есть спор – надо проведовать о реальных нуждах, или о нуждах, которые люди считают реальными (felt needs v.s. real needs).

    Например, если человек богат и доволен жизнью, как нам подойти к нему? Говорить ли, что он несчастен в то время как он очень счастлив – живет морально, соблюдает законы, у него семья и дети хорошие и т.п.?

    У этого человека – при всех его достоинствах и обстоятельствах жизни – всё же есть нужда в Боге, но он ее не осознает. Так что подойти к его нуждам будет трудно.

    Слово Бога же позволяет говорить абсолютно всем одинаково, что они нуждаются в спасении, иначе их ждет погибель. И это спасение подходит одинаково всем не потому, что мы все подготовили удобно для каждого, а потому что Бог всеобъемлющ и может объять каждого.

  • TimothyHa // Sep 11, 2008 at 21:19

    Вот позиция апостола Павла при благовестии (а ведь его время тоже было сложным и философски, и морально).

    “Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем; но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.

    “Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.

    “Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

    “Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.

    2-е Коринфянам 4:1-7

  • Методы Иисуса: дружеские связи и помощь | Газета Протестант // May 6, 2011 at 20:48

    [...] различить несколько основных аспектов: обращение к ощутимым потребностям, использование принципов [...]

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий!