Cекретная формула благодати (26.04.2010)

Опубликовано: AlexYefetov | Рубрика: Дневник

Мы привыкли к формулировке, что закон является “детоводителем ко Христу”. Но какое влияние  это имеет на нашу повседневную жизнь? Вот  мнение  автора книги  “Голое Евангелие” :

Хотя некоторые заявляют, что мы обязаны исполнять закон или отдельные его части, Павел, говоря об этом, не смягчает выражений: «Конец закона — Христос, к праведности всякого верующего» (Римлянам 10:4, курсив автора). Впрочем, подмена правилами действие Святого Духа — явление далеко не новое. Почти две тысячи лет назад Павел был возмущен верующими, которых он лично учил. Они уклонились от простого послания «Иисус и ничего более». Павел эмоционально умоляет их пересмотреть свою позицию:

О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?

Галатам 3:1-3

Позже в этой же главе Павел проясняет отношение верующего к закону: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя» (Галатам 3:24-25). Закон вел нас к Христу. Каким образом? Выполняя роль эталона, по которому мы оценивали свою нравственность. И всегда видели, что не дотягиваем. Божьим решением для нас стало оправдание и провозглашение нас праведными через совершенное Христом. Поэтому Павел просит нас подумать над следующим. Во-первых, как мы приняли Духа: по вере или благодаря закону? Во-вторых, чем теперь контролируются наши поступки?

Возможные варианты

Когда преподаватели колледжа, где я учился, решили проводить экзамены в виде тестов с несколькими вариантами ответа, я облегченно вздохнул. Даже не зная предмета, можно было надеяться на шанс угадать правильный ответ. В Послании к галатам апостол Павел проверяет, насколько его читатели усвоили учение, которое он преподавал им на протяжении нескольких лет. При этом он упрощает им задачу, предоставляя несколько вариантов ответа.

Если бы Павел переписал этот фрагмент своего послания в виде теста, это могло бы выглядеть так:

Вопрос 1. Как вы были спасены?

  • Через соблюдение закона
  • Через веру в услышанное

Вопрос 2. Каким образом вы намерены возрастать?

  • Благодаря человеческим усилиям
  • Благодаря Святому Духу

Используя подобный набор вопросов, Павел убеждает христиан продолжать так же, как они начали. Они начали с веры и открытости действию Святого Духа. Спасение не имеет никакого отношения к закону. Подобным же образом, зрелость во Христе не достигается человеческими усилиями.

Павел подчеркивает, что закон не должен быть нашим надзирателем. О чем здесь говорит Павел: о спасении или о повседневной жизни? И о том, и о другом. Прежде всего, мы были спасены через веру в услышанное. Теперь, когда мы спасены, наша повседневная жизнь направляется не законом, а верой в пребывающего в нас Христа. Святого Духа внутри нас более чем достаточно для получения жизни, которая была немыслима под законом: «Если же вы духом водитесь, то вы не под законом» (Галатам 5:18).

Секретная формула

Итак, если Писание говорит, что закону нет места в жизни верующего, то возникает логичный вопрос: «Если не закон, то что же тогда является нашим нравственным руководством?». Как христиане, мы исполнены природного желания вести себя правильно. Фактически, именно желание угождать Богу побуждает некоторых людей избирать ошибочный образ жизни под законом.

К счастью, Бог, выведя нас из-под закона, не мог оставить нас ни с чем. Если мы веруем, то в нас обитает Святой Дух. Когда мы полагаемся на Него, Он приносит через нас плод. Однако важно понимать, какую именно «систему» использует Святой Дух вместо закона. Он действует в совершенно другой системе под названием «благодать». Различение действия Святого Духа в нашей жизни требует основательного понимания благодати.

Тем не менее, зачастую наше представление о благодати ограниченно и сводится к понятию милости. В этом случае типичное определение слова «благодать» звучит примерно следующим образом: «Это ослабление или отмена наказания за совершенный проступок». Благодать часто рассматривают как реакцию на грех — что-то наподобие помилования человека, приговоренного к смертной казни.

Однако Новый Завет дает гораздо более обширное понимание благодати. Обратите внимание, что она совершает в жизни христиан:

Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке.

Титу 2:11-12 (курсив автора)

Благодать — это система, которую использует Святой Дух для нашего ежедневного наставления и обучения. Она никуда не исчезает и не зависит от того, согрешили мы недавно или нет. Мы беспокоимся, что отсутствие закона приведет к тому, что наш образ жизни выйдет из-под контроля. Эта обеспокоенность вполне естественна, однако она противоречит тому, что Писание говорит о действии благодати. Благодать — это не просто терапия от греха. Она, фактически, – средство полного избавления от греха!

Ставя под сомнение действенность благодати в нашей жизни, мы оскорбляем Божью мудрость. Неужели Он возвестил бы людям Новый Завет, который не только разрешает грех, но и фактически способствует ему? Неужели Бог заблуждается, считая, что благодать действительно мотивирует нас к благочестивой жизни?

Секрет заключается в том, что благодать выключает нашу гордость. Устранение закона из нашей жизни означает, что нас больше ничто не подстрекает контролировать свое поведение собственными силами. Закон стимулирует человеческие усилия. Он поощряет нас полагаться на ресурсы вне Христа. Однако безусловное принятие сводит человеческие усилия на нет и позволяет Святому Духу проявляться через нас так, как Он того хочет.

Больше всего на свете мы боимся потерять контроль  над собой и обстоятельствами, однако мы не были сотворены для контроля. Самообладание всегда было неотъемлемой характеристикой Святого Духа. Он живет внутри нас именно для того, чтобы давать тот самоконтроль, которого, как мы боимся, нам не будет хватать под благодатью.

Павел поощряет нас в Новом Завете уповать на благодать, цитируя слова Самого Иисуса:

Но Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

2 Коринфянам 12:9

Иисус явно не боялся последствий избытка благодати в жизни Павла. Благодать — это не просто реакция на грех. Она — сама суть Нового. Она позволяет Иисусу осуществлять через нас то, что необходимо в данный момент. Услышав это божественное заявление о благодати, Павел делает вывод о том, что в его жизни будет действовать Тот, Кто выше его. Иисус совершит то, чего не смог бы Павел.

То же самое относится и к нам сегодня.

Синдром свободы

Люди, отсидевшие длительные сроки заключения, после освобождения нередко испытывают психологические трудности. Они уже привыкли к ограничениям тюрьмы. В каком-то смысле стены и решетки создавали для них чувство безопасности. Им говорили, когда идти мыться, когда — обедать, когда — на прогулку, а когда — спать. Под неусыпным оком охранников регулировался каждый аспект их жизни.

Оказавшись на свободе, многие чувствуют себя не в своей тарелке. Вдруг выясняется, что им самим надо решать, куда идти, что делать и как распоряжаться остатком своей жизни.

Аналогичным образом, привести в замешательство может и освобождение от закона. Когда снимаются ограничения, нам приходится самим размышлять над тем, что целесообразно, а что — нет. Но в этом и заключается зрелость христианина. Поскольку мы пребываем во Христе, а Он — в нас, мы не смотрим на внешние правила, которые определяли бы каждый наш шаг. Вместо этого Бог побуждает нас удаляться от религиозного рабства и, не оглядываясь назад, продвигаться к восхитительной свободе:

Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.

Галатам 5:1

Комментарии (6)

  • proleo // Jun 6, 2010 at 16:05

    Здравствуйте.
    Интересная статья. Я тут сотворил сайт, посвящённый работе над собой. Pobeditely.com
    Прочёл эту статью и вот сижу, в затылке чешу. Получается, ходя в благодати, никакая работа над собой не нужна? Так получается? И как в этот поток благодати войти? Знаете, вот на самом деле, прошу у Бога этой исполненности Дуом Святым, но пока касается Он меня маленькими капельками и приходится постоянно искать Его, искать, …. А так что бы пребывать в благодати и забыть о законе – об этом только приходится мечтать пока. ))

  • AlexYefetov // Jun 6, 2010 at 19:03

    Здравствуйте, proleo!
    Я могу быть неправ, но по Вашим коментам мне кажется, что Вы искренне ищете Бога, но пока находитесь в самом начале построения отношений с Ним. Поэтому многие проблемы, которые описываются в этих публикациях, просто пока что Вас не коснулись. Дело в том, что взимоотношения с Богом просто невозможно строить не полностью на Его условиях. Богу невозможно предложить сотрудничество, ему можно только сдаться со всеми потрохами, в полном отчаянии и осознании того, то ты сам решительно ничего собой не представляешь, что ты – лишь горстка трепещущей плоти, переполненной грехами, но тем не менее объявившей войну своему Творцу. В этом смысле Христианство – не путь самосовершенствования, а скорее его противоположность. А именно, позволение Богу строить нашу жизнь так, как Ему этого хочется, вне зависимости от того, чего это стоит нам.
    Посмотрите эти ресурсы, быть может, Вы найдете там что-то для себя интересное
    http://poiskboga.jesus.net/
    http://www.secretsofsuccess.com/ru/

  • proleo // Jun 6, 2010 at 19:42

    Угу. Спасибо.
    “Богу невозможно предложить сотрудничество, ему можно только сдаться со всеми потрохами, в полном отчаянии и осознании того, то ты сам решительно ничего собой не представляешь”
    Я бы и рад сдаться. Но хочется сделать это технично. А то ж скока народу разбило себе лицо на этой дорожке. кто в прелесть впал, кто ещё куда…. )))

  • AlexYefetov // Jun 7, 2010 at 00:23

    Дык “приходящего ко Мне не изгоню вон”, так что Он вроде как предлагает дерзать :)

  • proleo // Jun 7, 2010 at 06:56

    Читаю сейчас книги Людмилы Плетт. Очень в тему.

  • AlexYefetov // Jun 12, 2010 at 16:02

    Да, в свое время они на меря огромное впечатление произвели. А также стали причиной, наверное, первых упреков, услышанных от братьев по вере :)

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий!