Что Иисус говорит о законе? (24.04.2010)

Опубликовано: AlexYefetov | Рубрика: Дневник

Во всех четырех Евангелиях Иисус говорит о законе. Но что именно Он говорит? И каким образом слова Иисуса влияют на наше отношение к закону сегодня? Отрывки из книги  “Голое Евангелие”:

Приближение и зеркала

Помнится, в детстве мне очень нравилось мамино круглое зеркало, которое стояло на столике возле умывальника в ванной. Зеркало было двухсторонним. Перевернув его, можно было сменить обычное отражение на трехкратное увеличение. После умывания я обычно смотрел на стандартное отражение, и мое лицо выглядело опрятным и чистым. Но как только я переворачивал зеркало, увеличивающая сторона выявляла то, что раньше я просто не мог увидеть. Изъяны моей внешности, которые до этого были скрыты, в увеличенном изображении становились очень заметными.

Рассмотрим два высказывания Иисуса о законе. Читая эти слова, попытайтесь определить, каким образом Он увеличивает грязь на лице человечества. В свете того, что действительно требует закон, нечистыми выглядели даже самые ревностные исполнители закона того времени:

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.

Матфея 5:21-22 (курсив автора)

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Матфея 5:27-28 (курсив автора)

Что делал Иисус, говоря о законе? Он усиливал его подобно тому, как двухсторонне зеркало увеличивало изъяны на моем лице. Иисус с помощью закона показал религиозным лидерам, в каком именно положении они находятся.

Зачастую мы пытаемся напрямую применять к нашей жизни каждое сказанное Иисусом слово, не учитывая того, к кому и с какой целью Он обращался. Однако контекст сурового учения Иисуса необходимо рассматривать в свете границы, проведенной между Старым и Новым. Не забывайте, что Христос родился и жил в эпоху Ветхого Завета (закона):

Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

Галатам 4:4-5 (курсив автора)

Иисус родился под законом. Его слушатели были подзаконными, и они нуждались в избавлении. Но что бы сказал Иисус о современной Ему религиозной системе? Похвалил бы Он Своих слушателей за их достижения? Оставил бы их довольными существующим положением вещей? Или же вместо этого указал бы на их немощные попытки исполнить закон? Естественно, Он сделал последнее. В противном случае, какая бы им была польза от того, что Он совершил на кресте?

Итак, Иисус показал тщетность жизни под законом. Он восклицал: «Выбей себе глаз и отрежь себе руку, если ты действительно хочешь исполнить закон» (Матфей 5:29-30). Тем самым Его слушатели-евреи оказывались на распутье. Они должны были выбрать, что им делать дальше: продолжать усердствовать или сдаться.

Как вы думаете, какой реакции ожидал Иисус, переворачивая зеркало, чтобы они могли увидеть увеличенными свои грязные лица?

Только сдавшись, они могли стать на радикально новый путь.

Истинное намерение Иисуса, наверное, наиболее ясно показано в истории с богатым юношей. Этот человек делал все, что в его силах, чтобы исполнить закон. Иисус, взглянув на него, проникся к нему симпатией. Тогда почему же Иисус указал именно на то, что этот юноша не мог сделать? Почему Иисус отправил его огорченным?

Он же [юноша] сказал Ему в ответ: Учитель! все это [заповеди] сохранил я от юности моей.

Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.

Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

Марк 10:20-22

Должны ли мы выставить свое имущество на аукцион, чтобы войти в Царство? Иисус ведь сказал, что мы должны это сделать, не так ли? Однако это просто не согласуется с учением Нового Завета о спасении исключительно по вере. Давайте честно признаемся: невыполнимые учения Иисуса о том, чтобы «продать все, в случае необходимости отрезать часть своего тела, быть совершенным как Бог и превзойти фарисеев в своей праведности», несовместимы с пониманием спасения как Божьего дара.

Все противоречия снимаются осознанием границы, проведенной в истории человечества. Петр, Иаков, Иоанн и Павел писали послания о жизни в Новом Завете, годами же ранее Иисус учил о безнадежности жизни в Старом. Аудитория слушателей была другой, другим был завет, другим было и учение.

Убийственная проповедь

Барбара более десяти лет боролась с депрессией. Тяжелые жизненные обстоятельства сокрушили ее до такой степени, что у нее почти не осталось надежды. Однажды она увидела по телевизору получасовую программу нашей церкви, в которой я свидетельствовал о собственном сражении с чувством вины и беспокойством из-за необходимости что-то делать для Бога.

Проблема Барбары настолько напоминала мою, что она решила позвонить мне. Мы поговорили с ней всего лишь пару раз, однако Барбара начала замечать определенные перемены. Изменилась ее самооценка, ее восприятие Бога и общий уровень активности в ее повседневных делах.

Барбара рассказала, что чтение Библии всегда расстраивало ее. Она всегда видела там больше требований, которых она не исполняла. «Каждый раз, когда я брала в руки Библию, я чувствовала себя, словно провалила экзамен», — призналась Барбара.

Однако позже ситуация изменилась. Мы изучили несколько десятков отрывков Писания, говорящих о ее сущности во Христе, о ее свободе от требований закона и о безграничном прощении, которое она имеет во Христе. Как рассказала потом Барбара, начав размышлять над этими истинами, она почувствовала, как изнуряющая ее депрессия отступает.

Но однажды вечером Барбара вошла в мой кабинет с прежним понурым выражением лица.

– Что случилось? — спросил я.

– Знаете, пока я читала те отрывки, что вы мне дали, всю неделю все было хорошо, — сказала она. — Но потом я решила почитать нагорную проповедь Иисуса, и после этого со мной что-то произошло.

– А, понятно, — ответил я. — Поверьте мне: то, что вы сейчас чувствуете — нормальная реакция любого искреннего, ревностного дитя Божьего на нагорную проповедь.

Я рассказал Барбаре о существовании границы между Старым и Новым. Я объяснил ей, что суровое учение Иисуса, адресуемое религиозным людям, неизменно убивает. Барбара начала видеть разницу между тем, чему Иисус учил евреев, и тем, что предусмотрено для нее Богом в Новом. Ее лицо просветлело. Истина в очередной раз совершила свою работу.

Можно легко отличить Старое от Нового по одной характерной особенности: Новое всегда освобождает.

Комментариев еще нет

  • Пишите ваши мнения. Мы будем рады конструктивному обсуждению поднимаемых тем.

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий!