Мораль и нравственность началась с грехопадения в Эдеме. (16.04.2010)

Опубликовано: AlexYefetov | Рубрика: Дневник

История берет начало в саду, где женщина откусила от плода, предложенного змеем (Бытие 3:6). Считаете, она явно поступила злонамеренно? Вовсе нет. Думая, что Ева двигалась желанием совершить зло, мы ошибаемся. Ничто не может быть дальше от истины. Чего Ева в действительности хотела, так это — избегать зла и делать добро. Другими словами, она хотела делать то же, что и Бог: выбирать самостоятельно, имея возможность различать зло и сохранять добродетельность.

Дерево нравственности

Адам и Ева не ели от «дерева зла». Они ели от дерева познания добра и зла, а это — большая разница. Они не искали греха, как мы обычно думаем. Они искали особой формы благочестия. Они предприняли попытку стать подобными Богу. Змей успешно соблазнил их, использовав в качестве наживки богоподобие. Даже сегодня эта цель считается достойной.

Однако Бог никогда не предусматривал для человечества взваливать на себя бремя разработки морального кодекса и следования ему. Падению в саду послужило коварство сатаны, который склонил первых людей отказаться от Бога и выбрать человеческие усилия. Адам и Ева, пересмотрев свою уверенность в Божьем пути, предпочли нравственность. Желание создать собственную систему правильного и неправильного стало их фатальной ошибкой.

Когда мы представляем себе, как Адам и Ева откусывают от того плода, нам хочется спросить их: «Как вы могли?! Вам же был дан только один запрет, а вы взяли, и все испортили, причем для всех нас!». Но каковы на самом деле были их мотивы? Хотя они проявили открытое неповиновение, можно сказать, что это было сделано по «правильной» причине. Они хотели быть «правильными» и поступать «правильно». Они хотели отличать правильное от неправильного, чтобы избирать первое и избегать второго.

Откуда мы узнаём, что Адама и Еву не интересовало зло? Змей, искушая Еву, сказал: «В день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги» (Бытие 3:5), — и в этом была ловушка. Адам и Ева восхищались Божьей добротой и хотели проявлять это же качество. Их не интересовали поиски откровенного зла. Разве они когда-нибудь видели греховное поведение?

Первородный грех состоял не в том, что Адам и Ева продемонстрировали наплевательское отношение к Божьей благости, а в том, что они хотели создать собственную систему правильного и неправильного, чтобы наверняка поступать правильно и избегать неправильного. Сегодня нас может обмануть такое же предложение. Мы можем оказаться захваченными стремлением к познанию добра вместо того, чтобы прислушаться к чаянию нашего сердца о близких отношениях с Иисусом Христом.

Вопрос жизни и смерти

В Эдемской истории мы видим нашу потребность в настоящей жизни, а не просто в наборе инструкций о том, как жить. Однако мы можем распознать это не только в книге Бытие. Просто удивительно, как начинают бросаться в глаза некоторые слова Писания, как только мы узнаём об их истинном смысле. Слова наподобие «жизнь» и «смерть» буквально выскакивают со страниц, когда мы начинаем видеть, что христианство не предназначено для того, чтобы удовлетворить потребность падшего человечества в религии.

Некоторые рассматривают христианство как программу по улучшению поведения, однако Эдемская история показывает, что причиной духовной смерти стало именно желание улучшить поведение. Наша проблема — не в недостатке нравственных законов. Мировые религии и даже многие нерелигиозные течения изобилуют социально и морально приемлемыми программами по улучшению поведения. Многие из них могли бы принести нам несомненную пользу, если бы наша основная потребность заключалась просто в моральном кодексе для руководства в принятии жизненных решений.

Библия учит совершенно другому, что главная проблема человечества — не в том, что мы делаем, а в отсутствии жизни, когда мы делаем это. Павел описывает нашу проблему следующим образом:

Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.

Римлянам 5:12 (курсив автора)

И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим…

Ефесянам 2:1

Диета для мертвеца?

Представьте себе, что, проезжая по дороге, вы заметили лежащего на обочине мужчину. Вы решили остановиться и выяснить, что с ним. Как только машина остановилась, вы выпрыгиваете из нее и подбегаете к мужчине. Вы пытаетесь нащупать пульс, но он отсутствует. Мужчина, по-видимому, умер от сердечного приступа. Что делать? Судя по внешности мертвеца, вы приходите к выводу, что бедняга, должно быть, страдал от сердечной недостаточности из-за многолетнего неправильного питания. Вы сразу же вскакиваете на ноги, подбегаете к своей машине, достаете оттуда книгу о диетах и, направляясь обратно к телу, начинаете громко читать важную информацию: «Глава 1. Правильное питание для здоровья и крепкого сердца!».

Абсурдная ситуация, не правда ли? Никакая информация о правильном питании не сможет воскресить этого человека. Он уже умер. Единственным действенным решением для него было бы где-то раздобыть новую жизнь. Аналогичным образом, никакое образование не изменит сердце духовно мертвого человека. Единственным средством от смерти является жизнь:

И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи.

Колоссянам 2:13 (курсив автора)

Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены.

Ефесянам 2:4-5 (курсив автора)

Бог знал нашу реальную нужду, и Он восполнил ее через Христа, предложив нам жизнь* (*см. Пояснение 2 в конце книги). Закон или любая другая нравственная система никогда не сможет предложить нам эту жизнь. Хотя некоторые думают, что закон решает их проблему, в действительности он приносит только большее осознание смерти. Как уже было показано выше, закон — не вдохновитель, а суровый критик. Он позволяет осознать наличие проблемы в самой нашей сущности. Даже после наших отчаянных усилий обуздать свое поведение, закон всегда на месте, чтобы тем или иным образом осудить нас.

Апостол Павел признается, что считал закон наивысшим духовным опытом, и в конце концов он был горько разочарован, осознав себя внутренне пустым: «Заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти» (Римлянам 7:10).

Почему Иисус поступал так?

Почему Иисус, казалось бы, целенаправленно настраивал против себя фарисеев и других религиозных лидеров? Почему Он злил их на протяжении всего Своего служения? Он исцелял в субботу, и они Его за это ненавидели. Он переворачивал их столы с деньгами, и они презирали Его за это. Он называл их змеями, хотя это определенно не способствовало установлению взаимопонимания. Иисус поступал так, чтобы показать разницу между настоящей жизнью и фальшивой методикой модификации эгоцентричного поведения.

Что к моменту прихода Иисуса произвели в еврейском обществе столетия жизни под законом? Фарисейские обряды и практики, которые были так же далеки от целей Иисуса, как небо от земли. В то время, как фарисеи разгуливали по городским улицам, осуждая проституток и пьяниц за их откровенно греховное поведение, Иисус заводил дружбу с этими людьми. Иисус был мягким, милостивым и добрым по отношению к грешникам, в то время как фарисеи были с ними резки, грубы и надменны.

Похоже, единственными, кто вызывал гнев Иисуса, были религиозные лидеры Его времени. Но почему? Потому, что учителя закона не были честны ни с самими собой, ни с окружающими.

Во-первых, разбавив силу закона для того, чтобы состряпать приятную на вкус микстуру, они нарисовали иллюзию духовного успеха под законом. Во-вторых, добавив собственные уставы, они били себя в грудь, претендуя на звание духовной элиты. Иисус ненавидел лицемерие, а закон приводит только к двум последствиям: к поражению, если вы честны, и к лицемерию в противном случае.

Через Свое воскресение Иисус в конце концов предложил Своим современникам-евреям настоящую жизнь. Религиозные же фанатики Его дней противодействовали Ему, поскольку делали вид, что уже обладают жизнью.

Однако Сам источник жизни видел все их шарады насквозь.

Из книги Эндрю Фарли “Голое Евангелие”

Комментариев еще нет

  • Пишите ваши мнения. Мы будем рады конструктивному обсуждению поднимаемых тем.

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий!