Анатомия плоти: искусство быть собой (15.05.2010)

Опубликовано: AlexYefetov | Рубрика: Дневник

Мне кажется, что многие верующие, которые хорошо заучили формулы вроде “делам плоти не место в жизни”, не всегда хорошо представляют себе, о чем они говорят.   Продолжая разговор о том, что такое наша плоть, какова ее природа и положение, которое она занимает после нашего обращения, вот новая порция размышлений автора книги  “Голое Евангелие” :

Шокирующее и наполненное радостью свободы откровение о нашей новой природе по-настоящему приходит в тот момент, когда мы можем объяснить, почему до сих пор сражаемся с грехом. На протяжении всей истории мы проявляли немало изобретательности и нередко прибегали к впечатляющей умственной гимнастике в попытке примирить два библейских факта: (1) старое «я» умерло, однако (2) мы продолжаем грешить.

Многие придерживаются того мнения, что наш ветхий человек только позиционно умер или претерпевает прогрессирующее умирание с течением времени. Однако те же послания, в которых сказано, что Иисус решил нашу проблему поведения, умерев на кресте и забрав наши грехи, также заявляют, что Иисус решил и проблему нашей сущности, дав нам новое сердце, новый дух и Божий Дух. Прощение, небеса, смерть и  грядущее возвращение Иисуса, – все это мы принимаем как фактическую реальность. Мы не имеем права относить смерть своего старого «я» к чему-то позиционному или прогрессирующему.

Я уверен, что, например, шестую главу Послания к римлянам, следует воспринимать точно так же, как и остальную часть этого послания, то есть, буквально. Если все это так, тогда мы, безусловно, должны найти действенный ответ на вопрос: «Если смерть моего старого «я» буквальна, реальна и окончательна, то почему в конечном итоге я продолжаю грешить?».

Внутреннее сражение

Прежде чем идти дальше, давайте поразмышляем над одним важным вопросом. Если мы действительно найдем причины, по которым до сих пор сражаемся с грехом, сможем ли мы, наконец, поверить в то, что наше старое «я» умерло, погребено и не присутствует внутри нас ни малейшей своей частью? Желание моего сердца — чтобы вы увидели себя безупречным новым творением и в то же время могли дать объяснение своей непрекращающейся борьбе с грехом. Осознав эти две реалии, мы будем готовы к встрече с повседневной жизнью и искушением в соответствии с Божьим замыслом.

Давайте начнем с предпосылки, что для эффективного противодействия искушению необходимо знать его источник. Если вы когда-нибудь пытались сопротивляться своим желаниям, то понимаете, насколько это может быть сложно. Например, пытаясь избежать боли неразделенной любви, вы стараетесь кого-то разлюбить, хотя ваше сердце кричит о противоположном. Вы не можете просто притвориться, что вашей любви не существует. Другой пример — вы хотите сбросить вес и пытаетесь противостоять желанию съесть любимое лакомство.

Если сопротивление греху означает отказ от того, что нам действительно хочется, тогда наши шансы на победу над искушением равны нулю. Однако, к счастью, Бог рисует для нас другую картину. Он открывает сущность под названием «плоть», которая только тем и занимается, что мешает нам делать то, чего мы действительно хотим.

Трудности перевода

Первым делом проведем различие между терминами «плоть» и «греховная природа». В оригинальных рукописях используется греческое слово «sarx», что буквально означает «плоть». Именно оно и указано во многих переводах Библии (в том числе наиболее общепринятом русском Синодальном – прим. ред.). Однако в некоторых современных переводах с древнегреческого слово «sarx» переведено как «греховная природа» или «греховная сущность» (ср. напр. Римлянам 13:14 или Колоссянам 2:11 в переводе «Радостная Весть» и Синодальном. – прим. ред.).

Выражение «греховная природа» может привести к неверному и пагубному представлению о новом сердце, разуме и духе, данных нам во Христе. В греческом слове «sarx» нет ничего, что могло бы ассоциироваться с «греховным» или с «природой».

Современные переводы дают лишь интерпретацию термина «плоть». Они представляют собой превосходный труд, открывающий библейские истины на языке, понятном современному среднестатистическому читателю. В подавляющем большинстве случаев детализация греческих слов, представленная современным переводчиком, не таит в себе никакой опасности, максимально повышая точность и упрощая восприятие текста. Однако в данном конкретном случае попытка сделать Божье Слово более понятным по сути привела к определенной двусмысленности.

В результате сегодня многие христиане верят, что постоянно сражаются с греховной природой, а точнее — со своей греховной природой. Не так уж сложно совершить переход от (1) «у меня — греховная природа» к (2) «я — грешник по природе» и, наконец, к (3) «для меня грешить — вполне естественно». Таким образом, мы приходим к ошибочному заключению, что мы (наша природа) греховны по самой своей сути. хотя в действительности Писание говорит о прямо противоположном. Мы теперь — причастники Божьего естества (2 Петра 1:4)!

Мы как христиане сражаемся не со своей природой, а с тем, что названо «плотью». Сама суть Евангелия заключается в том, что Иисус Христос делает новым человеком каждого верующего в Него. На смену безвозвратно ушедшему старому пришло новое. Отрицать или разбавлять эту истину — значит вообще лишить Евангельское послание силы.

Но, учитывая радикальность заявлений о нашей сущности, крайне важно исследовать Писание, чтобы лучше понять, что такое плоть и как она действует.

Плотская самооценка

Первое, что можно сказать о плоти, — она может служить источником, из которого мы черпаем ощущение мудрости, силы и высокого положения: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных» (1 Коринфянам 1:26).

Умный. Сильный. Популярный. Плоть желает дать ощущение индивидуальности, коренящееся в интеллектуальных качествах, физических характеристиках или социальном положении. Она хочет, чтобы мы оценивали себя на душевном (разум или интеллект) или телесном (родословие или внешность) уровне вместо духовного – нашей новой сущности во Христе.

Я вырос в пригороде Вашингтона, где встречал многих людей, которые добивались признания с помощью политики. В научных кругах присутствует искушение оценивать свой успех на ученых званиях и интеллектуальных достижениях. В Голливуде некоторые считают, что с ними должны обращаться как с царскими особами, потому что у них есть слава и деньги. В то же время другие тратят жизнь на то, чтобы холить свою внешность, поскольку для них она — источник значимости и достоинства.

Не имеет значения, как мы определяем свою индивидуальность – на основании интеллекта, социального положения или физических качествах. Все это поиск признания и удовлетворенности по плоти.

Таким образом, мы можем определить плоть как «метод обретения индивидуальности на основе уважения, силы или популярности в этом мире». Это же подтверждает и риторика Павла:

Хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный.

Филиппийцам 3:4-6

Уверенность по плоти — это наш выбор. Мы можем решить оценивать свое достоинство на том основании, что родились в определенной семье или имеем определенные достижения. Например, Павел формировал позитивное представление о самом себе с помощью членского билета клуба «Израиль» (обрезание), своей национальности, родословия, религиозных достижений и репутации. И после всего сказанного и сделанного Павел пришел к заключению, что тот образ, который он сформировал для себя, ничего не стоит. Он обнаружил, что, по сравнению с настоящей сущностью в Иисусе Христе, всякое бахвальство наследием, родословием и религиозностью просто никчемно.

Другая сторона медали

Думая о термине плоть, мы обычно рисуем себе картину неприглядных поступков в чьей-то жизни: сплетен, похоти и других безобразных проявлений греха. Библия действительно называет все это делами плоти, однако существует и другая сторона медали. Безусловно, плоть охотно склоняет нас к очевидному злу. Но точно так же она радуется, побуждая к религиозной или высоконравственной жизни, которой восхищались бы окружающие!

Ни на секунду не верьте, что плоть ограничена в своей сфере деятельности и производит лишь безобразное поведение. Плоть будет формировать личность любого рода, лишь бы она получала любовь, внимание и признание со стороны других людей. Читая вопрос Павла, обращенный к галатам, попытаемся определить «тип» плоти, действующий в их жизни: «Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?» (Галатам 3:3, курсив автора).

Плоть не пыталась спровоцировать в галатах порочное поведение. Наоборот, эти христиане прилагали плотские усилия как средство самосовершенствования (возрастания) во Христе! Они расценивали свой ум и моральную стойкость как путь к духовной зрелости.

Не в таком ли самом заблуждении находимся мы сегодня?

Бог ожидает, что мы будем возрастать точно так же, как мы приняли Христа, т.е. полагаясь на Него. Его действие в нашей жизни заменить чем-либо невозможно. Основанный на плоти метод самосовершенствования может казаться привлекательным, только если мы не знаем о Божьем пути к зрелости. И этот Божий путь простой и прямой: Иисус и ничего более! Как пишет Павел: «[Бог,] начавший в вас доброе дело, будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Филиппийцам 1:6).

Определение

Через эти и другие Библейские отрывки о целях и стремлениях плоти мы узнаем некоторые важные факты:

  • плоть — это образ мышления;
  • плоть — это образ жизни;
  • плоть противится Духу;
  • плоть поощряет человеческие усилия;
  • плоть стремится к уникальности и целесообразности;
  • мы избираем сами полагаться на плоть.

Однако плоть — это не наше старое «я». Это что-то, что находится внутри нас, но — не мы сами. Мы избираем полагаться на плоть (или на Дух) в каждый отдельно взятый момент времени. Наш выбор зависит от того, осознаем ли мы планы плоти и тщетность ее методов, или нет.

Наше ошибочное решение жить по плоти ни коим образом не указывает на нашу природу. По своей глубинной сути христиане — новые творения, независимо от того, как мы предпочитаем поступить в тот или иной момент. Христиане — в Духе, однако под влиянием обстоятельств мы решаем следовать за Духом или за плотью.

Быть самим собой

Приходилось ли вам когда-нибудь притворяться кем-то, кем на самом деле вы не являетесь? Возможно, чтобы произвести на кого-то впечатление, вы делали вид, что представляете из себя больше, чем есть на самом деле. Поведение человека вполне может быть несовместимым с тем, кто он есть на самом деле. И обычно так и происходит, если мы озабочены мнением других людей.

Следуя за плотью, мы перестаем быть самими собой. Если для достижения успеха и удовлетворенности мы полагаемся на интеллект, силу или внешность, то мы живем по плоти. Но, опять-таки, это не указывает на нашу природу. Фактически, упование на плоть противоречит нашей природе.

Мы созданы для того, чтобы полагаться на Христа. Наш удел — жить по Духу. Мы никогда не будем довольны следованием за плотью или формированием совей индивидуальности вне Христа. Мы можем поступать так, но это не принесет нам удовлетворения.

До того, как оказаться во Христе, мы волей-неволей получали ощущение индивидуальности и полноты от плоти. Но теперь, когда мы стали Божьими детьми, внутри нас происходит сражение. Когда мы поступаем по плоти, Святой Дух и наш новый человеческий дух (новое «я») взывает, желая быть услышанным.

Жить, полагаясь на Духа, — это, в действительности, означает просто быть самим собой. Мы были созданы для этого изначально. В конце концов, мы теперь — Божье творение (Ефесянам 2:10). Мы сотворены жить так, чтобы наши взгляды и поступки соответствовали приготовленному для нас Божьему замыслу.

Благодаря новой сущности во Христе, для христианина быть самим собой и выражать Христа — это одно и то же. Бог устроил все таким образом, чтобы наше новое «я» и наше единство с Его Духом побуждало нас желать того же, что и Он. Бог — монополист истинной полноты, и Он поместил в нас сильное и неистребимое желание находить удовлетворение в том, чтобы выражать Его жизнь.

Комментариев еще нет

  • Пишите ваши мнения. Мы будем рады конструктивному обсуждению поднимаемых тем.

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий!