Каково предназначение закона? (29.03.2010)

Опубликовано: AlexYefetov | Рубрика: Дневник

У закона сегодня есть только одна целевая аудитория: неверующие. Cамый строгий из всех известных вам законников может создавать видимость нравственности, однако законничество никогда не производит любви. Закон — это система вида «пан или пропал». Об этом и другом далее в отрывках из книги “Голое Евагелие”:

Вам когда-нибудь доводилось ходить в чужих туфлях? Если да, то вы понимаете, что значит носить то, что вам не подходит. На первый взгляд туфли могут быть похожи на ваши, однако они просто не соответствуют размеру вашей ноги.

Аналогичным образом, нам сказано, что закон Моисея кому-то, несомненно, нужен, но он не предназначен для новозаветных верующих. Павел пишет Тимофею:

А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.

1 Тимофею 1:8-11 (курсив автора)

Каково предназначение закона? По словам Павла, он — исключительно для неверующих. В Старом Бог различал два типа людей: евреи и язычники. Сегодня Он различает две непересекающиеся группы: верующие и неверующие. По Ветхому Завету закон предназначался только для евреев. Сегодня закон обращается только к одной группе, а именно, к неверующим.

Итак, если вы — христианин, какое место закону в вашей жизни?

Закрой рот!

У закона есть только одна целевая аудитория: неверующие. Но что он говорит им? И какова типичная реакция, когда говорит закон? Наилучший способ резюмировать послание закона — воспользоваться выражением, которое во времена моего детства было в нашей семье под запретом: «Закрой рот!». Моя мама не переносила эту фразу, но эти слова в точности передают то, что закон говорит неверующим. По сути, закон заставляет замолчать весь мир:

Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех.

Римлянам 3:19-20

Иногда люди не слышат вас. Если вы хотите привлечь их внимание, то приходится кричать. Через весь закон проходит Божий крик, требующий не менее, чем совершенства. Когда мы видим стандарт, то у нас не остается выбора, как только «закрыть рот». Нам нечего сказать. У нас нет возможностей стараться еще сильнее. Мы также не можем рассчитывать на успех, если прекратим все старания и будем просто жить, не обретя праведности. Мы — в ловушке, и без вмешательства извне так и оставались бы в тупиковой ситуации.

Подобно Адаму и Еве, мы осознаем свою наготу перед Богом, однако на земле нет такого покрытия, которое скрыло бы нашу неправедность. Закон разоблачает нашу склонность к греху и потребность во Христе:

Для чего же закон?… Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.

Галатам 3:19, 22

Время от времени мне предоставляется возможность рассказывать Евангелие заключенным. Некоторые из них отбывают пожизненное заключение. Им не видать свободы до самой смерти. Когда я вхожу в такие тюрьмы, и за моей спиной закрываются тяжелые металлические двери, я пытаюсь представить, что чувствуют заключенные. (Я даже фантазировал, что из-за какой-то ошибки в документах меня не выпускают обратно!)

Попасть в заключение, да еще на всю жизнь — это не то, чего обычно желают люди. Тем не менее, именно так Павел описывает жизнь под законом. Она подобна тюремному заключению:

А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою.

Галатам 3:23-24, РВ

Быть под законом — то же самое, что находиться в тюрьме. Вам постоянно напоминают, что вы — виновны и ожидаете приговора. Закон не ободряет и не подкрепляет нас. Своим совершенным стандартом он только срывает с нас гордыню. Он показывает, что мы никогда не преуспеем в нем. Как говорит Павел, закон был «детоводителем ко Христу». Как же он ведет нас ко Христу? Показывая, что мы — духовно мертвы и нуждаемся в новой жизни.

Награда лучшему водителю

В юношеском возрасте я любил прокатиться «с ветерком» по автострадам Америки, и потому часто превышал скорость. Мне редко приходилось бороться с обычными для подростков соблазнами, однако очарование летящего на большой скорости автомобиля почему-то всегда брало надо мной верх.

На протяжении нескольких лет я постоянно получал предупреждения и уведомления о штрафах. Из-за превышения скорости меня один раз даже привлекли к суду за неосторожную езду. Конечно, иногда я испытывал угрызения совести за свое поведение и сбрасывал газ, однако по-настоящему мое пристрастие к быстрой езде обузданию не поддавалось.

Но давайте представим следующую картину… Я еду утром в свою школу, и при этом не нарушаю ограничений скорости. Вдруг, в зеркале заднего вида я замечаю знакомые красно-синие мигалки. Остановившись на обочине, я наблюдаю за тем, как полицейский выходит из патрульной машины и делает мне знак опустить стекло.

К моему удивлению, на этот раз офицер приветливо улыбается. Заглянув с сияющим видом ко мне в машину, он говорит: «Мистер Фарли, я только хотел поблагодарить вас за езду на безопасной скорости. Вы — порядочный человек. Штат Вирджиния высоко ценит ваши усилия по поддержанию порядка на дорогах, и сегодня я хочу вручить вам награду как лучшему водителю Вирджинии. К ней прилагается сертификат, который вы можете обменять на интересующие вас товары в любом автомагазине. Примите поздравления и счастливого пути!», — и полицейский вручает мне сертификат.

Вот это да! Я был бы ошеломлен. А вы? Еще бы! Подобные эпизоды в нашей жизни происходят нечасто. На самом деле, я сомневаюсь, что такое вообще возможно. Я еще ни разу не слышал, чтобы полицейский остановил кого-нибудь, чтобы похвалить за хорошее вождение.

Закон почему-то обращает на нас внимание только тогда, когда мы делаем что-то неправильно.

Аналогичным образом, закон Моисея только указывает на наши недостатки. Ищете любви и ободрения? Вы никогда не найдете их в законе. Вот почему самый строгий из всех известных вам законников может создавать видимость нравственности, однако законничество никогда не производит любви. У живущего под законом склад ума — как у раба, находящегося в подчинении у самого требовательного надсмотрщика. Он всегда требует больше, и вы никогда не сможете сделать достаточно, чтобы удовлетворить его. Иаков говорит: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иаков 2:10, курсив автора).

Все или ничего

Не имеет значения, сколько процентов из закона вы исполняете – 1 или 99. Представьте себе человека, который может мириться с большей частью закона, но время от времени нарушает  только одно маленькое правило. Однако, исполняя даже большую часть закона, мы все равно находимся под его проклятием точно так же, как если бы вообще не подчинялись ему. Как отмечает апостол Павел, «все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Галатам 3:10, курсив автора).

Как может Павел быть столь категоричным? Мы знаем, что Павел (в прошлом — Савл) был тем, кто старался подчиняться всем требованиям закона. Говоря о себе филиппийцам, он даже отмечает: «…по правде законной — непорочный» (Филиппийцам 3:6).

Окружение Павла, наверное, считало его безупречным, но ему было лучше знать. Ему был знаком вкус неудач, с которыми все мы сталкиваемся, пытаясь подчиняться закону. Говоря о своей несостоятельности, Павел отмечает:

Я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание…

Римлянам 7:7-8

Закон предлагает или все, или ничего. Или вы исполняете каждую его йоту, или находитесь под проклятием. Других альтернатив не существует. Имеем ли мы право выбирать из закона то, что нам нравится? Или нас наградили особой привилегией  частично смешивать закон со Христом? Павел предупреждает, что, если мы к нашей жизни во Христе добавим хотя бы щепотку закона, Христос перестанет представлять для нас какую-либо ценность:

Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.

Галатам 5:2-3 (курсив автора)

Для христиан принимать фрагменты закона Моисея в качестве жизненного руководства — просто нелепость. Мы предполагаем, что Бог оценивает нас, сравнивая с успехами других людей. Однако закон совершенно несовместим с нашей попыткой «стараться изо всех сил». Закон — это система вида «пан или пропал».

Один промах — и вы проиграли.

1 Комментарий

  • Max Nikolaeff // Mar 31, 2010 at 22:47

    книга нравится ! жду прочитать с нетерпением!!!

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий!