X-спектр (29.12.2006)

Опубликовано: AlexYefetov | Рубрика: Статьи

Полезный способ классификации евангелических подходов

Миссионерами – основателями церквей была придумана полезная шкала C1-C6 с целью определения степени контекстуализации, к которой может прибегать церковь в отношениях с окружающей их мусульманской культурой. Эта концепция была разработана Джоном Трейвисом, Филом Паршаллом и другими. Дополнительно см.: [1] [2].

Коллегами из Create International и Web Evangelism Guide была предложена подобная классификация X1-X6 для определения контекстуального позиционирования христианских веб-сайтов (и, несомненно, других средств массовой информации – радио, видео и литературы). Матрица Грея является существенным компонентом для понимания этого спектра. Мы не утверждаем, что это единственный «верный путь» проповеди Евангелия в Интернете. Различные подходы и методики имеют свои преимущества и недостатки и могут использоваться для миссионерской работы с различными целевыми аудиториями.

Ключевыми стихами являются 1 Кор. 9:22: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» и Лк. 7:35: «И оправдана премудрость всеми чадами ее». Однако трагедия состоит в том, что наверное 99 процентов христианских веб-сайтов соответствуют категории X1 и что многие другие непреднамеренно исключают из своей аудитории нехристиан.

Ваши отзывы и предложения по совершенствованию этой концепции будут приняты с благодарностью.

Тип Описание Комментарии
X1 Целевая аудитория практически полностью христианская. Знание пути спасения подразумевается, и сам путь прямо не объясняется. Большое количество внутреннего христианского жаргона и концепций. Могут использоваться христианские графические материалы. (Эти характерные черты вполне уместны в случае сайта, имеющего целью наставление и обучение христиан). Большинство христианских веб-сайтов относятся к типу X1. Несколько случайных посетителей-нехристиан и целенаправленных искателей могут попасть на этот сайт и даже получить некоторую духовную помощь, порождая у владельцев наивную убежденность, что их сайт является также и миссионерским. К сожалению, многие сайты церквей относятся к X1.
X2 Целевой аудиторией являются христиане, однако вниманию любого нехристианина, который может посетить сайт, предлагается страничка/раздел о пути спасения. (Ссылка может указывать на часть сайта или другой сайт.) Остальная часть сайта по подходу соответствует типу X1. Данный сайт «Благая Весть в Сети» также относится к X2. Всем христианским веб-сайтам следует подумать над включением в свой состав как минимум одной странички, предназначенной для нехристиан. Некоторые сайты церквей относятся к X2.
X3 Нацелены на общение как с христианами, так и с нехристианами, на одних и тех же страничках. Включают значительное количество христианских оборотов и концепций, однако материалы в разной степени приспособлены для нужд нехристиан. Некоторые сайты церквей относятся к X3. Сайты, предлагающие относительно обособленный и приемлемый материал для христиан и нехристиан, лучше определить как, например, гибриды X1/X4. Нехристиане с христианским прошлым, а также ищущие будут чувствовать себя на сайтах X3 вполне комфортно.
X4 Главная целевая аудитория – нехристиане. Предполагается, что посетители уже имеют существенное понятие о христианстве и используется христианский жаргон. Евангелие может быть представлено в характерно западно-протестантской форме, с обилием шаблонных религиозных терминов. Могут использоваться «христианские» графические материалы, нравоучительная манера изложения, или «россыпью» стихи из Писания. Свидетельства, если используются, могут быть непреднамеренно написаны с терминологией и акцентом на вещах, интересных только для христиан. Миссионерские сайты, возникающие в стране с высоким уровнем регулярной посещаемости церквей и знаний о христианстве, безотчетно создаются на уровне X4. В таких условиях, они могут с успехом достигать «некогда церковных» людей, но не затронуть внецерковных. Их привлекательность для людей, находящихся близко к нижнему левому углу Матрицы Грея ограничена.
Подгруппа X4R Использует стиль X4, имея целью донести объяснение сути христианства до людей из других религиозных групп (например, мусульман). Могут предпринимать некоторые ограниченные усилия для модификации и контекстуализации языка изложения и носить конфронтационный и даже критический характер (буква «R» в названии типа означает «религия»). Полемические или сравнивающие сайты X4R могут хорошо подойти для работы с теми людьми из целевой группы, которым нравится участвовать в дебатах.
X5 Целевая аудитория – нехристиане. Подразумевается, что посетители имеют ограниченное понятие о христианстве. Евангелие представлено в терминах, соответствующих целевой аудитории, с небольшой примесью жаргона. Практически не используют христианских графических материалов. Скорее всего, используют стратегию моста для привлечения посетителей и отождествления с их интересами, или обращаются к специфическим ощутимым потребностям. Дополнительные преграды для общения могут преодолеваться за счет использования родного языка аудитории, если английский – не родной. Сайты типа X5 могут проникать далеко вглубь левого нижнего угла Матрицы Грея. Вполне возможно создать на уровне X5 сайт церкви, но очень немногие делают это. Сайты типа X5 прилагают большие усилия, чтобы понять как думают нехристиане.
Подгруппа X5R Используют стиль X5 для объяснения сущности христианства людям из других религиозных групп (например, мусульманам). Средний уровень контекстуализации языка изложения и отождествления с религиозными принципами целевой группы. Сайты типа X5R могут добавить начальную страницу в стиле «стратегии моста», посвященную культуре/распространенным увлечениям/ощутимым потребностям, ссылки с которой будут вести на остальные странички сайта.
X6 Целевая аудитория – нехристиане. Предполагается, что посетители ничего не знают о сущности христианства и могут быть безразлично или враждебно настроенными по отношению к христианству. Евангелие представляется с высокой степенью контекстуализации и с использованием творчески переработанной терминологии, соответствующей целевой аудитории, в нешаблонном, нецерковном, незападном стиле. Начальная страница сайта может практически не содержать указаний на его христианскую природу. Скорее всего, используется «стратегия моста» для привлечения посетителей и отождествления с их интересами и потребностями. В частности могут создаваться для нехристианских групп по интересам. Сайты типа X6 предназначены для проникновения как можно дальше в левый нижний угол Матрицы Грея. Они стремятся к полному отождествлению с текущими интересами посетителей и недостаточностью у них духовного понимания. Например, сайт Bollywood может достичь Индии. По возможности на родном языке.
Подгруппа X6R Использует стиль X6 для работы с религиозными группами. Высокий уровень контекстуализации, по возможности предпочтение отдается использованию религиозных терминов и концепций целевой группы, а не христианских. Пытаются выявить элементы истины в верованиях и писаниях целевой религиозной группы и продемонстрировать их истинное осуществление в полном откровении Иисуса. Может использоваться «многослойный подход» с парой намеков на христианское содержание на начальной странице. Саты типа X6R находятся на требующем творческого подхода краю спектра в работе с представителями других религий. Они порой представляются спорными, однако могут отождествиться с людьми, принадлежащими к другим религиям, которые не собираются посещать более явные христианские сайты и чему-то там учиться. Сайты типа X6R могут также использовать переходные страницы, чтобы привлечь внимание людей к другим вопросам.

Примечания и выводы

  • Этот спектр применим и к другим информационным средам – просто замените в Спектре слово «веб-сайт» на «видео», «DVD», «брошюра», «книга», «радиопрограмма» и т.д.
  • Поскольку создание сайтов, предназначенных для работы с представителями других религий, относится к области деятельности специалистов, подгруппы таких сайтов обозначены в рамках категорий X4-X6 буквой «R». Таких «R»-сайтов относительно мало – примерно 12-20 эффективно проповедуют Евангелие мусульманам (из соображений безопасности они не представлены на этом сайте), однако почти никто не работает с индуистами, буддистами, парсами, последователями «Нью Эйдж» и другими общинами верующих. Большинство этих сайтов на английском, а не на национальных языках.
  • Относительно мало сайтов церквей созданы в привлекательном и доступном для нехристиан стиле. Тем не менее, они имеют огромные потенциальные возможности, поскольку превосходят по численности другие типы христианских сайтов в соотношении 5 к 1.
  • Стратегия моста является важнейшим методом, позволяющим достичь любой группы людей, объединенных общими интересами, языком, местом жительства или личными потребностями. Он используется крайне недостаточно. Как большинство нехристиан никогда не предпринимает попыток посетить церковь, так же они никогда не ищут в Интернете христианских материалов. Нам поручено идти «по всему миру», а не ожидать пока люди решатся посетить нашу маленькую резервацию.
  • Необходимость и возможности для проповеди Евангелия в Интернете, как в западном мире, так и в окне 10-40 , огромны. Интернет используется крайне недостаточно. Имеется очень мало веб-сайтов на многих основных языках Интернета, например на один такой сайт на японском или китайском языке приходится примерно 100 миллионов пользователей.
  • Имеет место невысказанное ощущение, что в то время как контектсуализация может быть очень важна для миссионеров в незападном мире, она не очень-то необходима на христианизованном Западе. Мы настаиваем, что на Западе господствует постхристианская, постмодернистская культура, и что здесь, как доказывает Майк Фрост, точно так же нужна контекстуализация.
  • Сайты типов X5 и X6 часто отличаются весьма творческим и новаторским подходом. Чтобы обрести Божье вдохновение для таких стратегий нам может понадобиться то, что называется «эффектом гориллы».
  • Человек, имеющий хорошие навыки подачи информации, не спрашивает: «Что мне сказать?». Он задает два вопроса: «Кто мои слушатели?» и «О чем они хотят узнать?». Впервые в истории Интернет дает нам возможность выбрать в качестве целевой аудитории строго определенную группу людей, разбросанных по всему миру и имеющих общие интересы, ощутимые потребности, возраст, этническую принадлежность, пол, религию или географическое местоположение. Однако, поскольку Интернет это притягивающая информационная среда, аудитория среди целевых групп не обеспечивается автоматически. Чтобы привлечь читателей из этих групп и удержать их внимание, когда они придут, веб-сайты должны быть тщательно позиционированы и контекстуализированы.

По материалам Christian Communication Course 

Комментариев еще нет

  • Пишите ваши мнения. Мы будем рады конструктивному обсуждению поднимаемых тем.

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий!