Благая Весть для постмодерниста (25.01.2007)

Опубликовано: AlexYefetov | Рубрика: Статьи

Очевидно, имеется общая модель эффективной проповеди Евангелия в модернистском контексте. То же относится к эффективной проповеди Евангелия в контексте постмодернистском. Но между ними имеется существенное отличие. Большинство из нас несут служение в церквах и организациях, которые в течение многих лет научились эффективно проповедовать Евангелие и проводить молитвенные собрания среди «просвещенных» людей, то есть тех, чей менталитет сформировался в эпоху Просвещения, или модернистов. Евангельская церковь научилась эффективно трудится в рамках этой культуры и представлять истину своего благовестия способом, который данная культура хорошо воспринимает.

Благовестие в стиле модернизма

modern_evangelism.jpg

Модернистская модель начинает с «вести». Благая весть излагается разумно и ясно. Человеку предлагается принять решение относительно истины Евангелия и уверовать в Иисуса Христа как Спасителя. Если человек верует в евангельскую истину, его направляют в хорошую поместную церковь, где он будет расти в понимании своей веры и становиться все более зрелым. Хорошая же церковь – это та община, в которой ясно преподаются доктринальные истины Писания.

Это превосходная модель применительно к «просвещенным» рационалистам. Они требуют разумного и ясного изложения истины. Им необходимо знать, что это универсальная истина, правящая вселенной. Убедившись в этом, они принимают твердое решение верить в эту истину.

В модернистском благовестии есть два основных сценария проповеди Евангелия. В обоих используется приведенная выше схема. Первый сценарий – это личное благовестие один на один. Цель этого сценария – посредством краткого, логичного изложения Евангелия убедить кого-либо, что ему необходимо принять решение. Несмотря на то, что это можно сделать сотней различных способов, обычно применяется некий ясный, логичный конспект общих принципов или буклет, такой как «Шаги к примирению с Богом», «Четыре духовных закона» или «Иллюстрация моста».

Второй сценарий модернистского благовестия – публичная проповедь Евангелия. Обычно это некая разновидность провозглашения благовестия группам людей, часто называемая кампанией (крусейдом) или евангелизационным собранием. Как и в предыдущем случае, есть сотни способов сделать это, но обычно используется общая схема, изложенная выше. Происходит разъяснение Евангелия, призыв принять решение, и откликнувшиеся на него получают дальнейшее наставление, будучи направлены в церкви, где проводятся занятия по изучению Библии…

Благовестие в стиле постмодернизма

postmodern_evangelism.jpg

Постмодернистская модель начинает со «взаимоотношений». Постмодернист видит проявление духовности в жизни кого-то, кому он доверяет. Этот кто-то приглашает его совместно практиковать эту духовность. Он узнает, что духовность эта в действительности есть личные взаимоотношения с Иисусом Христом. Ему предлагают изучать эти взаимоотношения не только индивидуально, но также в общине других людей, ищущих взаимоотношений с Иисусом. Столкнувшись с духовностью в форме плодов Духа в жизни своих друзей, в их любви к нему и друг к другу, и красоте творчески наполненного общего богослужения, он принимает решение уверовать в Иисуса и следовать за Ним…

Тем из нас, кто вырос в модернистской евангельской церкви, эта новая модель с ее непривычной терминологией может показаться по крайней мере странной, если не набором мистического абсурда. Но имейте в виду, что для типичного постмодерниста благовестие, представленное как рациональное учение, представленное кем-то, с кем он не имеет близких отношений, – это просто шум, который следует игнорировать. Оно даже не покажется ему похожим на духовное послание.

Это наш стратегический тупик. Мы представляем Евангелие способами, которые постмодернисты не желают воспринимать, в то время как у нас есть именно те ответы, которых они ищут. Резюмируя, можно сказать, что модернистская модель благовестия началась с послания как рационального словесного заявления. Постмодернистская проповедь Евангелия начинается с послания о духовной жизни, так как словесное заявление, не облеченное в одежды повседневной жизни доверенного друга, просто не будет выслушано.

В проповеди Евангелия для постмодернистов тоже есть основные сценарии. Их всего три.

Первый – это опять же проповедь Евангелия один на один. В отличие от модернистского благовестия, оно рассматривается не как единовременное событие, а как непрерывный процесс. Благовестник, ведущий образ жизни, свидетельствующий о духовности, приглашает своего друга изучить эту духовность через личность Иисуса Христа. На этом пути друг будет ознакомлен со спасением, предлагаемым Иисусом Христом, и, возможно, введен в общину людей, которые также желают глубже познать Христа. Обратите внимание, что эта основная модель следует схеме для благовестия, ориентированного на постмодернизм.

В отличие от масштабных кампаний, присущих модернизму, благовестие постмодернистам обычно проводится в форме занятий в малых группах. Общая схема такова: несколько человек приглашается изучать духовность через личность Иисуса Христа на групповых занятиях. Затем они организованно изучают Писание, чтобы увидеть, Кто такой Иисус Христос, что Он предлагает и как человек может вступить с Ним во взаимоотношения. Это обычно делается на дому, хотя может проходить и в обстановке церкви. Занятия обычно сопровождаются угощением или чаепитием. Особое внимание обращается на теплую, безопасную, не конфронтационную обстановку, в которой люди могут совместно познавать Иисуса.

Третий сценарий – это благовестие в стенах самой церкви. Для традиционных проповедников это представляется странным. Что неспасенному человеку делать в церкви? Модернист четко различает соответствующие границы: за пределами церковного здания находится территория нехристиан, внутри церкви – территория христиан. Конечно, нехристианам не запрещается находиться в церкви; просто все, что там происходит, ориентировано на верующих.

Но нам нужно помнить, что постмодернист, ищущий духовности, хочет видеть практические проявления этой духовности в жизни общины. Где еще он может увидеть это, если не в церкви или хотя бы в небольшой группе христиан? Поскольку для постмодерниста проповедь Евангелия – это процесс, он, перед тем как принять решение относительно Христа, весьма возможно, захочет исследовать природу христианской общины. Так что вполне вероятно обнаружить в церкви неверующего постмодерниста.

Мы сталкиваемся с важным стратегическим вопросом. Церковное здание – это место весьма действенного благовестия постмодернистам. Именно здесь те истины, которые они услышали от доверенных друзей и могли познавать в обстановке малых групп, проявляются в большем масштабе. То, как христиане проявляют плод Духа в рамках большой общины, служит для постмодернистов убедительным свидетельством. Если богослужение духовно и творчески наполнено, ищущий постмодернист может вновь и вновь посещать его, пока, в конце концов, не уверует. В этом контексте, благодатный призыв к покаянию или какому-нибудь другому посвящению, услышанный в церкви, имеет большое значение.

Христиане служат неверующим во взаимоотношениях с ними посредством своих индивидуальных даров. Имеющие дар служения служат, имеющие дар милосердия – проявляют сострадание. Имеющий дар вести дела может помочь своему другу разобраться с его счетами. Поступая так, они выражают христианскую духовность. Параллельно они словами свидетельствуют о деятельности Христа в своей жизни, а когда приходит время, приглашают своих друзей встретиться со Христом в общине верующих. Это может быть малая группа, или богослужение в церкви, открытой для постмодернистов.

Если постмодернистов с любовью приглашают обрести духовность через взаимоотношения с Иисусом, им, вероятно, представится множество удобных случаев без всякого понукания принять Его как своего Господа и Спасителя. Кому-то понадобится некоторое время, чтобы принять это решение, другие примут его достаточно быстро, некоторые не примут его никогда. Не всякий человек эпохи постмодерна, ясно понимающий смысл Евангелия, станет христианином. Но так было во все времена, и так остается сегодня.

Фрагмент из статьи «Церковь III тысячелетия»,
журнал «Христианство» Скачать всю статью (pdf 480kB)

Реалии постмодернизма – что надо знать о новом мировоззрении

Сильные и слабые стороны постмодернистской церкви

Эффективное служение людям новой эпохи – практические советы

Доктрины в постмодернистской церкви

Комментариев еще нет

  • Пишите ваши мнения. Мы будем рады конструктивному обсуждению поднимаемых тем.

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий!