Миссии в киберпространстве. Часть II – На пути к кибермиссии (12.12.2006)

Опубликовано: AlexYefetov | Рубрика: Статьи

Часть II статьи Джона Эдмистона “Миссии в киберпространстве”

Что же должно делать миссионерское сообщество, чтобы использовать стратегические возможности и финансовые преимущества киберслужений? Ниже изложены мысли по поводу того, как можно наилучшим образом использовать кибермиссии в работе современного миссионерского сообщества.

Совмещение кибермиссий с обычными миссиями

Web%20loading.jpgКибермиссии лучше всего работают при активном взаимодействии с более традиционными формами миссий. Например, новообращенный через веб-евангелизацию может быть направлен в церковь по месту его проживания, или человек, прошедший онлайновую программу изучения Библии может захотеть вступить в местный библейский колледж. Забота о таких точках перехода является важнейшей частью работы кибермиссионера.

Наилучший вариант такого сотрудничества возникает, если кибермиссии являются отделом большой миссии и возглавляются руководителем направления киберпространства. Поскольку для Интернета характерны уникальные условия работы, субкультура и подход к миссионерству, его следует рассматривать как отдельное поле деятельности для миссионеров. Вполне возможно, что кибермиссионер будет просто входить в существующие команды. В команду, благовествующую в Таиланде, может входить кибермиссионер, проповедующий Евангелие в Интернете на тайском языке. Однако это может привести к излишнему дублированию, когда в каждом направлении деятельности будут свои компьютеры и киберпроповеди. Таким образом, кибермиисии, вероятно лучше всего организовывать, как отдел внутри миссии, однако с широкими связями со всеми более традиционными направлениями деятельности.

Кроме того, кибермиссионерство пренебрегает традиционными границами и определениями, кто отвечает за какое поле деятельности. Миссионерский веб-сайт может в один и тот же день иметь дело с людьми из Кении, Мьянмы и Бразилии. За исключением веб-сайтов на конкретном местном языке, практически невозможно географически ограничить такое служение. Гиперсвязи создают партнеров, и в Интернете формируются союзы, которые крайне редко встречаются в обычных условиях. Таким образом отдел кибермиссий будет «размытой границей» организации и тем местом, где могут завязаться многие возможные связи с другими церквами и миссиями.

Отдел кибермиссий нуждается не только в специалистах по компьютерам. Ему необходимы также страстные проповедники Евангелия, заботливые учителя Библии и легкие на подъем молитвенники. Интернет – это просто среда для выражения даров Духа, а не «дар» сам по себе. Интернет – это уникальное место для миссионерской деятельности, с уникальной субкультурой и условиями служения. Кибермиссионерам необходимы явно выраженные призвание и способность сидеть перед компьютером по восемь часов в день, триста дней в году. Кибермиссионерство на первый взгляд кажется легким делом, однако лишь очень немногие люди выдерживают более трех месяцев «основной работы» в онлайновом режиме. Требования к умению сосредоточиться и терпеливости огромны, а усталость и разочарованность весьма велики. Результат редко достигается так быстро, как ожидается поначалу, и люди порой пренебрежительно отзываются о кибермиссионерстве, заявляя: «вы не настоящие миссионеры, вы просто развлекаетесь с компьютерами». Онлайновое окружение может быть эмоционально враждебным, и, кроме того, случаются технические неполадки. Фактически, это в точности подобно любой другой форме миссионерского служения! Мы настоятельно советуем кибермиссионерам дополнительно иметь какое-нибудь личное служение, поскольку нехватка теплых человеческих контактов также может быть весьма изнуряющей, особенно для экстравертов.

Команда кибермиссии должна включать специалиста по компьютерам и программиста баз данных, или иметь к ним доступ. Большинство других сотрудников миссии должны быть компьютерно-грамотными людьми, чье основное призвание не носит технического характера (евангелизация, наставничество, благотворительность). Команда кибермиссии должна иметь свои собственные задачи, бюджет, формулировку видения и планирование, и быть полуавтономной. По возможности, ей следует иметь свое собственное физическое пространство и располагаться достаточно обособлено, чтобы избежать вторжений других сотрудников, требующих отремонтировать их компьютеры. «Нет, я не чиню компьютеры», – эти слова, возможно, стоит написать на двери!

Кибермиссия не должна быть частью административного отдела, занимающегося базами данных доноров и т.д. Хотя и администрация и кибермиссия пользуются компьютерами, между ними мало общего и они весьма различаются по характеру и видению. Миссия в киберпространстве должна иметь свою собственную территорию и рассматриваться как инновационная миссия. Сотрудники должны тщательно подбираться, быть подготовленными миссионерами и иметь как минимум двухлетний опыт разносторонней работы в Интернете.

Предостережение: есть некоторая опасность, что отдел кибермиссий будет изображаться как «элитная команда». Во-первых, элитарность обычно привлекает людей, для которых главное имидж, и которые уходят через пару месяцев, когда наступают будни. Во-вторых, это обычно вызывает ревность других сотрудников миссии, которые могут решить, что деньги, израсходованные на технику, потрачены впустую. Это противоречие можно минимизировать, получая пожертвованное оборудование (и давая людям возможность узнать, что оно пожертвованное), а также придавая кибермиссиям колорит энергичного первопроходческого служения, с ударением на духовности и евангелизации, которое служит реальным потребностям данного поля деятельности.

А как насчет альтернативного варианта – сделать всю миссию кибермиссией? В настоящее время этот вариант имеет ряд недостатков, особенно когда речь касается запросов о финансировании и признании среди других миссионеров, поскольку кибермиссии еще не получили должного признания и оценки. Думается, что кибермиссиям лучше всего развиваться внутри обычных миссионерских сообществ, по крайней мере, в ближайшие пять лет, или пока кибермиссионерские сообщества не станут более распространенными. Специалистов для кибермиссий можно готовить так же, как специалистов для радиослужений и по распространению литературы. Это вполне обоснованное направление развития. Однако любой, основывающий такую миссию, должен ревностно стараться соединить свое служение с другими действиями в Царстве Божием, или большая часть его усилий будет потрачена впустую.

Влияние на структуру миссии

Пронизанный многочисленными связями, уравнительный, самоуправляемый мир Интернета создает в высшей степени независимую культуру, поэтому большинство кибермиссионеров не смогут легко вписаться в традиционную бюрократическую структуру миссий. С другой стороны, кибермиссии являются техническими, в какой-то степени привязанным к месту, где находятся компьютеры, и требующими постоянной, непрерывной, ежедневной, старательной работы над задачей. Вы можете провести целый день, выискивая пропущенную запятую в программе, управляющей вашим веб-сайтом. Кибермиссия – это свободно движущийся мир пиццы и кофе, ведущий странный образ жизни, однако, это также точный и техничный мир. Он слишком необычен для типичных администраторов и слишком скучен для исполненных энтузиазма радикалов, и, таким образом, находится где-то посредине между двумя основными типами современных миссионерских структур.

Хорошие кибермиссионеры обычно крайне независимы, сосредоточены, дисциплинированы, эрудированны, обладают техническим складом ума и, порой, довольно занудны. По результатам теста Майерс-Бриггс они обычно относятся к типу NT, в частности, INTJ. Они находятся на своей длине волны, и если относиться к этому с уважением, давая им свободу и признавая их уникальные дарования и потребности, они могут стать частью прекрасных высокоэффективных команд.

Вследствие популярности Интернета в наше время, имеется возможность создания структуры, включающей сотни добровольцев, координируемых центральной командой постоянных сотрудников. Центральная команда будет разрабатывать стратегию и руководить кибермиссией, в качестве основной группы, другие заинтересованные миссионеры из той же миссии могут нести «некое интернет-служение» и, возможно, вести онлайновые библейские классы, а большая группа добровольцев может заниматься компьютерной графикой, модерировать чаты, помогать переводить электронные письма с вопросами и отвечать на них, переадресовывая более сложные вопросы штатным сотрудникам миссии. Примерная структура отдела кибермиссий может быть представлена следующей схемой:

mission_board.jpg

Имея большое число добровольцев, команда кибермисии может приглашать кандидатов, а не отбирать. Доказавшим свое рвение добровольцам можно предложить более ответственные задания, и, в конечном итоге, пригласить их стать постоянными сотрудниками, коллегами по служению. Таким образом, идеальной структурой для отдела кибермиссий была бы полуавтономная команда, состоящая из штатных сотрудников, совместителей и многочисленных добровольцев, действующая путем приглашений, основывающихся на личных отношениях, со своим собственным бюджетом, формулировкой видения и планированием. Однако кто должен руководить такой организацией?

Руководитель направления киберпространства

Руководитель направления киберпространства должен быть зрелым миссионером с развитыми навыками руководства и коммуникации, а также хорошей технической и богословской подготовкой. Он должен уметь сплачивать команду и нацеливать ее на выполнение задачи, не тратить попусту сил и времени на мелкие технологические усовершенствования или онлайновые богословские диспуты. Кроме того, он должен быть чемпионом веб-евангелизации в организации. Руководитель направления киберпространства должен обладать подробной, полученной из первых рук, информацией об условиях в районе служения и потребностях местных церквей. Это позволяет создавать максимально целевые и полезные онлайновые материалы, гарантирующие, что отдел кибермиссий служит национальной церкви.

Упомянутое требование знания местной обстановки означает, что идеальное местоположение для кибермиссии это город, расположенный в регионе и обладающий развитыми средствами связи (например, для стран Азии и Океании идеальным местом является Сингапур). В таком месте локальные условия и культура видны лучше. Если команда располагается в другой стране (скажем, в США), имея широкополосный доступ в Интернет, и характерную для стран Первого Мира привычку приобретать последние технические новинки, они будут склонны дрейфовать в сторону служения, требующего мощной, широкополосной техники, что постепенно приведет к отчуждению от реалий жизни на местах и техническим трудностям у адресатов.

Для руководителя направления киберпространства нет безусловной необходимости иметь диплом специалиста по вычислительной технике, поскольку это в большей степени сфера деятельности технического персонала. Прежде всего, руководитель направления киберпространства должен быть энтузиастом с большим миссионерским талантом и умением руководить, давать поручения и принимать советы от миссионеров на местах и IT-специалистов.

Наконец, в центре внимания руководителя направления должна быть церковь и неохваченные люди, а не Интернет. У людей, посещающих веб-сайт, есть свои лица и культура, они тибетцы, сикхи или малайские мусульмане, и именно эти люди, а не техника, являются объектом миссии. Руководитель направления киберпространства должен видеть свою роль не просто как начальника компьютерного отдела, но как миссионера, посланного к неохваченным группам людей.

Комментариев еще нет

  • Пишите ваши мнения. Мы будем рады конструктивному обсуждению поднимаемых тем.

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий!