Миссии в киберпространстве – Часть 1 (12.12.2006)

Опубликовано: AlexYefetov | Рубрика: Статьи

Концепция, возможности и стратегическое использование кибермиссий

Джон Эдмистон

Несмотря на очевидные потенциальные возможности онлайнового миссионерства, вычислительная техника по-прежнему в значительной степени рассматривается исключительно как средство для ведения баз данных и бухгалтерской документации, сбора средств, рассылки электронной почты и рекламы. На больших конференциях, посвященных «вычислительной технике в миссиях», обсуждают темы безопасности и налаживания связей, но не касаются вопроса о том, как IT-персонал может насаждать церкви и обращать к Иисусу неохваченные группы людей. Все это оставляется «настоящим миссионерам»!

Эта статья рассказывает о том, как помешанные на компьютерах люди могут распространять благую весть, и как кибермиссионеры могут побывать в таких местах, куда не доберутся миссионеры обычные. В ней будет показано, как Интернет используется для заочного богословского образования, как беседы в чатах используются для онлайновой проповеди Евангелия в труднодоступных странах, и как Интернет-кафе показывают пример полезной стратегии охвата неохваченных групп людей. В этой статье представлена радикальная идея информационных технологий как инструмента эффективной миссионерской деятельности по насаждению церквей и проповеди Евангелия

Слово в киберпространстве

Интернет-серферы в основном делают всего две вещи, читают слова и пишут слова. Несмотря на вкрапления графики и звука, Интернет по-прежнему остается преимущественно текстовой средой, и особенно это касается развивающихся стран. Но достаточно ли этого? Может ли текст изменить мир? Да, люди могут измениться и часто меняются под влиянием написанного слова, обращенного к реальным духовным или личностным нуждам. Интернет просто помещает такие материалы в таких местах, где интересующиеся ими люди легко могут получить к ним доступ при помощи гипертекстовых связей и поисковых машин. В то время как я сплю или работаю, люди читают статью и меняются, или идут на страницу “Как стать христианином” и обращаются ко Христу, сидя перед экранами своих компьютеров. Они меняются под действием написанного слова совершенно независимо от моего присутствия, внешнего вида или обаяния.

Таким образом, кибермиссионерство гораздо меньше зависит от личных качеств, местоположения, зданий, одежды или связанных с культурой моментов, чем большинство видов миссионерской деятельности. Кибермиссионерство, однако, весьма сильно зависит от навыков письма и наставничества, взаимосвязей между сайтами, а также простоты и ясности в использовании. Идея заключается в том, что нужно привести ищущего человека к слову, которое может изменить его жизнь (в пределах трех-четырех щелчков мышки), а затем помочь осуществить и всячески углублять знакомство ищущего со Словом Божиим, и в конечном итоге сделать его частью онлайнового сообщества, окружив поддержкой и ободрением со стороны других членов сообщества.

Понимание Интернета

Итак, вы хотите заняться киберслужением? Это требует глубокого и досконального знания природы киберпространства и, особенно, следующих четырех основных принципов:

Во-первых – Сеть не является средой вещания. Когда информация размещается в Сети, она не «рассылается». Она остается там, где есть, в компьютере, где ее разместили, и посетители приходят к этой информации через огромную сеть взаимных связей и перекрестных ссылок. Фактически, Сеть может быть частной, частично общественной или общественной. Это не радиостанция, которую может слушать любой. Доступ к информации может быть ограничен при помощи паролей, или размещения на скрытых, нигде не указанных страницах, поиск на которых «роботам» и поисковым машинам запрещен, веб-страница может даже быть зашифрованной. Таким образом, Сеть предназначена не для рассылки информации общего плана случайной аудитории, а для привлечения избранных людей к конкретной информации. Различие очень важное. Аудитория не обеспечивается автоматически. Если вы не поймете, как привлечь людей на свой веб-сайт через сеть ссылок, у вас может не оказаться ни одного посетителя.

Во-вторых, для привлечения людей к Благой вести через Интернет очень важно понимать, как люди прокладывают свой путь к веб-сайту. Фактически, Сеть больше всего напоминает огромную библиотеку, и пользователи, как правило, посещают веб-страницы случайно ничуть не чаще, чем случайно берут книгу в библиотеке. Как правило, они попадают на веб-страницу, исходя из значимых для них, особых специфических интересов, через поисковую машину или ссылку на родственной веб-странице или в электронном письме. В отличие от пассивного радиослушателя пользователь Интернет всегда активен, щелкая мышью, разыскивая, читая, просматривая и целенаправленно перемещаясь в киберпространстве. Таким образом, интернет-серфер является самоуправляемым искателем, который, движимый любопытством, путешествует по сообществу гипертекстовых связей. Поэтому, чтобы этот человек смог когда-нибудь до вас добраться, вы должны быть каким-либо образом связаны с тем местом, где он находится в данный момент. Идея состоит в размещении вашего веб-сайта в пределах одного-двух щелчков мыши от миллионов людей. Вы должны быть частью Сети, вплетенной в киберпространство, и тогда люди будут «натыкаться» на ссылки на ваш сайт в самых разных местах. Вы также обязаны суметь дать им повод зайти на вашу страницу. Движущими силами Сети являются любопытство и общность интересов, и кибермиссионеры должны использовать эти силы, если хотят добиться успеха.

В-третьих, Интернет был создан для ученых и военных с целью обмена данными, и предназначен для обмена весьма специфической информацией с крайне рассредоточенной аудиторией. Поэтому, в противоположность тому, что подсказывает интуиция, чем более специфической будет ваша информация, тем больше людей посетит ваш веб-сайт! Если он посвящен такой обширной теме, как «христианство», или «Благая весть», то вы обнаружите, что он один из миллионов, и ваш номер в списке, выдаваемом поисковой машиной, 34 218. Поэтому ваш сайт привлечет крайне мало посетителей. Мои самые специфические и необычные статьи, например, о клонировании человека, восстановительной психотерапии, или благословениях и проклятиях привлекли больше посетителей, чем статьи по общим вопросам наставничества.

Можно увидеть, как этот принцип работает в случае коммерческих веб-сайтов. Обычные сайты онлайновых продаж прогорали тысячами, в то время как торговцы редкими книгами, антиквариатом, коллекционными винами и произведениями искусства процветали. Фокус в том, что темы должны быть актуальными и узко специфическими. Поэтому, когда была клонирована овечка Долли, я немедленно написал статью о христианской точке зрения на клонирование человека. Это была практически единственная христианская статья по данному вопросу (в киберпространстве) на той неделе, и она имела огромный успех. Таким образом, чтобы привлечь людей к киберслужению важно основываться на ваших специфических знаниях и сильных сторонах. Забудьте об обращении ко всем, вместо этого говорите по сути, будьте современным, узконаправленным и уникальным.

В-четвертых, в Интернете большее значение имеет соответствие потребностям, чем внешний вид. Бал правит содержание. Поэтому имейте хорошее содержание, которое удовлетворяет реальным потребностям. Люди будут приходить даже на безобразно оформленный веб-сайт, если тот будет предлагать необходимое им бесплатное программное обеспечение. Ключевой «фактор щелчка», который побуждает человека пойти по ссылке, это ощущение посетителя, что сайт соответствует его непосредственным потребностям. В основном это потребности в информации и общении. Щелчки делаются «вслепую». Посетитель не видит вашего сайта, когда щелкает по ссылке. Поэтому ваше графическое оформление не имеет ни малейшего значения. Решение (щелкнуть) принимается и может быть принято исключительно на основании информации о содержимом сайта, а не о его внешнем виде. Соответственно, «крутизна» не так важна, как качество связи, содержание и доходчивость. Yahoo – один из самых больших интернет-порталов, однако его внешний вид весьма зауряден. На некоторых из самых посещаемых сайтов Сети нет ничего, кроме простого текста. Однако у всех преуспевающих веб-сайтов прекрасное содержание, они быстро работают, полезны, ясны и легки в использовании и навигации. Выдающиеся веб-сайты «вступают в контакт» и удовлетворяют потребности своей целевой аудитории. Поэтому правильная веб-страница служения должна быть целевой, уникальной, понятной, быстро загружающейся, полезной, легко отыскиваемой, интерактивной и полной весьма специфической информации и ресурсов, которые побуждают людей использовать, повторно использовать и исследовать этот веб-сайт.

Интернет в труднодоступных странах

Недавнее решение китайского правительства блокировать доступ к Google показывает, что власти могут подвергать и подвергают Интернет цензуре, и что они обычно блокируют веб-сайты по политическим соображениям. Похоже, правительства обычно менее обеспокоены политически нейтральными религиозными веб-сайтами.

Для веб-сайтов, которые надеются заниматься миссионерством в труднодоступных странах, важно быть политически нейтральными, тонко чувствовать культурные особенности, не содержать дискредитирующей информации и быть осторожными с представленными изображениями и используемой терминологией. Кроме того, следует учитывать пропускную способность (скорость обмена часто бывает низкой, а некоторые люди при загрузке и хождении по Интернету платят помегабайтно) и тщательно продумывать необходимость использования больших рисунков, звука и видеоматериалов. С учетом этих предостережений Интернет является прекрасным средством для ободрения и обучения изолированных верующих, живущих в труднодоступных странах, и молитв за них. Далее в этой статье будет показано, как это делать.

Интернет-евангелизация в миссионерском контексте

Евангелие можно эффективно проповедовать в чатах, по электронной почте, среди друзей в форумах и дискуссионных группах, путем представления Благой вести непосредственно на веб-страницах и еще десятками других онлайновых способов. Глубокое описание этого разнообразного инструментария (на англ. яз.) можно найти в фундаментальном руководстве по Онлайн-служениям Тони Уиттакера.

Использование анонимных или псевдонимных электронных адресов делает возможной проповедь Евангелия чрез Интернет даже в труднодоступных странах*. В качестве последующего сопровождения можно высылать уроки электронной почтой и дать обращенным возможность загрузить библию и учебные материалы (см. http://www.aibi.ph/articles/gospel1.htm).

Как и всегда при проповеди Евангелия, сбалансированность является обязательной. Рассылка спама, агрессивно всплывающие окна и другие подобные подходы являются неприемлемыми для большинства посетителей и не должны использоваться в веб-евангелизации. Уникальность веб-евангелизации заключается в том, насколько индивидуальной и сфокусированной она может быть.

Правило 2%

Много лет назад я услышал, что, согласно статистике, в каждый конкретный момент времени два процента из людей, составляющих любую аудиторию, обычно близки к обращению и готовы принять Иисуса. Истинность этого подтвердила мой собственный опыт евангелизации и, кроме того, недавно выяснилось, что те же два процента сохраняются для крусейдов Билли Грэма.

Так вот, два процента Интернета это МНОГО людей. Это значит, что в любой день более двадцати миллионов людей в Сети близки к обращению. Стратегически используя самоизбирающую природу аудитории Интернета, вы можете достичь именно эти «два процента». Назвав свою страницу так, что ее название будет привлекать исключительно людей, которые хотят принять решение, и, добившись ее высокого рейтинга для поисковых машин, вы сможете общаться исключительно с теми, кто готов принять Иисуса. Моя благовестническая страница называется просто «Как стать христианином» и предназначается для тех, кто хочет стать христианином, но не знает как. Каждый год ее читают тысячи людей, набравшие в строке поиска «как стать христианином» и десятки из них вверяют свою жизнь Иисусу (в 1997-98 годах по 500 человек каждый год принимали решение последовать за Христом на этой простой веб-странице).

Вы можете выбрать своей целью даже очень специфические группы людей, создав, например, на хинди страничку со свидетельством и специфическим заголовком, который будет появляться в списке, выдаваемом поисковыми машинами, и привлечет людей, близких к обращению. Интернет стал гораздо лучше поддерживать нелатинские национальные алфавиты, такие как тамильский, японский и китайский. Так что вполне возможно быть продуктивным проповедником Евангелия в Интернете, круглые сутки работающим исключительно с «готовыми к обращению» людьми, сделавшими запрос о Благой вести.

Интернет как место миссионерского контакта

Вы хотите предоставить студентам библейского колледжа возможность безопасно побеседовать с представителями мусульманского духовенства? Дайте им анонимные электронные адреса и пустите на сайты мусульманских апологетов. Хотите научить чувству такта при свидетельствовании? Отправьте их в чат. Хотите, чтобы молодежная группа углубилась в изучение Писания? Дайте им задание отвечать на вопросы в онлайновом режиме, и они будут вынуждены искать ответы.

В интернет-миссиях кандидаты и студенты библейских колледжей могут войти в контакт с людьми самых разных культур и убеждений и испытать на себе как дружелюбие, так и враждебность, без малейшего риска реального физического ущерба и в обстановке, в которой ошибки не нанесут непоправимого вреда делу миссии. Этот вид миссионерских контактов, как и все другие их формы, требует наблюдения со стороны опытного миссионера и заблаговременного планирования. Он также может быть включен как часть подготовки в тренинги перед прибытием в другую страну.

Учебные ячейки, группы по переписке и онлайновые сообщества по интересам

Одна из самых сложных задач киберслужения – вывести человека из состояния изоляции и ввести в виртуальную онлайновую группу, а в конечном итоге – в реальное сообщество верующих. Студентов Asian Internet Bible Institute побуждают искать других студентов из своего района и формировать учебные ячейки, чтобы совместно обсуждать учебные материалы и молиться друг за друга. Обычно один человек побуждает других собраться вместе и помогает им в этом.

Сообщества можно целенаправленно формировать путем онлайновых обсуждений, как, например, в YahooGroups. Такие группы по интересам могут использоваться для самых различных целей, таких как богословские дискуссии, личное свидетельство и молитвенные нужды, наставнические группы, онлайновое обучение, координация географически рассредоточенных проектов или действий групп, обмен информацией между поместными церквями, организации сообществ ради какого-то дела, формирования политики и стратегии и т.д. Большинство успешно действующих онлайновых сообществ насчитывает от 40 до 600 членов. При числе членов менее 40 дискуссии обычно случаются лишь время от времени. При числе членов более 600 поток информации настолько велик, что люди начинают покидать сообщество. Хорошие сообщества управляются мудрыми и тактичными модераторами, которые знают, как начать, направлять и закончить дискуссию. Имеется много свидетельств о том, как такие онлайновые дискуссионные группы оказывались источниками огромной помощи и ободрения изолированным миссионерам, одиноким пастырям и занятым верующим.

Онлайновое заочное богословское образование и подготовка пасторов

Заочное богословское образование уже много лет ведется в миссиях, в заочных школах вроде ICI и посредством миссионерских радиопередач FEBC и HJCB. Следующим логичным шагом является создание онлайновых библейских колледжей. Именно этим я занимаюсь в Asian Internet Bible Institute (www.aibi.ph). Быстрое распространение интернет-кафе в развивающихся странах означает, что обучение через Интернет сегодня доступно пасторам практически в любом маленьком городке Азии, не требуя от них обладания собственным компьютером. Архивирование учебных материалов и электронные книги могут минимизировать стоимость пользования интернет-кафе. Это позволяет загрузить 300-страничный учебный модуль меньше чем за пять минут. Учебные материалы можно распечатать в интернет-кафе или просто читать с монитора в автономном режиме. AIBI выпускает компакт-диски с материалами, а также распространяет их в онлайновом режиме.

Похоже, студенты AIBI делятся на множество категорий: пасторы в отдаленных районах, не имеющие доступа к обычным формам подготовки, маленькие конфессии, нуждающиеся в недорогом и легком во внедрении варианте обучения, занятые верующие, которые хотят учиться в удобное для себя время и в индивидуальном темпе, и хорошо чувствуют себя в Интернете, и студенты библейских учебных заведений, дополнительно использующие материалы AIBI для своей учебы. Появляется также еще одна категория – верующие, которые просто не хотят проводить два часа в манильских пробках, чтобы добраться до обычного класса! Это становится все привычней в азиатских мегаполисах. Кибер-учеба по-прежнему остается относительно новым явлением, и многие относятся к этой технологии с осторожностью или опаской, однако потенциально она способна обеспечить дешевую и весьма удобную образовательную альтернативу для верующих, особенно в развивающихся странах. Проблемами заочного богословского образования через Интернет являются руководство студентами, базы данных и эффективность использования онлайновых классов. Хорошие программисты баз данных и разбирающиеся в Интернете христиане-преподаватели являются необходимыми членами команды.

Специалисты по сетевым миссиям

Координацию специалистов миссий и проектных групп можно осуществлять с помощью списков рассылки, дискуссионных групп, программных средств для рабочих групп и веб-порталов. Например, лингвист в Пакистане может согласовать свои действия с типографией в Гонконге и финансирующей церковью в США, чтобы выпустить евангельскую брошюру на языке какого-нибудь племени.

Можно проводить дискуссии между территориально рассредоточенными членами команды, когда каждый участник получает копии снующих туда и обратно электронных писем, так что узкие специалисты смогут консультировать множество проектов, не покидая своего дома. Эти технологии можно сделать безопасными, применяя строгие критерии отбора участников, а, в некоторых случаях, шифруя электронные письма. Я использовал эти технологии, чтобы координировать молитвенную поддержку и содействовать сотрудничеству, например, в проповеди Евангелия среди определенных неохваченных групп людей. Координировать действия рабочих групп можно, используя онлайновый календарь, в котором указаны мероприятия проекта и крайние сроки. [Техническое замечание: Если вам не нравятся календарные сценарии на CGI, попробуйте воспользоваться www.calendars.net. Хороший бесплатный пакет ПО для рабочих групп - TUTOS на www.sourceforge.net.]

Группы по переписке особенно полезны, когда они сосредоточены на конкретном вопросе, например, «забота о членах миссии», или на конкретном проекте «евангелизация племени XYZ».

В дополнение к группам по переписке имеются многочисленные сайты с контактами и ресурсами для миссий, которые могут оказать огромную помощь в поиске партнеров, информации и даже финансирования инициатив. Самый известный из них, пожалуй, Brigada (http://www.brigada.org), кроме того, полезный список ссылок на миссии можно найти на http://www.aibi.ph/articles/misslinks.htm.

Онлайновое наставничество, консультирование и обучение

Способность информационных технологий соединять людей с общими интересами помогает в наставничестве миссионеров и пасторов, а также в онлайновом консультировании и обучении. Молодой миссионер из отдаленного района может по электронной почте завести друга-наставника из числа более опытных миссионеров, что позволит значительно улучшить качество пасторской заботы этого миссионера. Попытки развития онлайнового руководства предпринимались, в частности, такой организацией, как mentorlink.org. По моим наблюдениям, наставничество в киберпространстве носит более неформальный характер, чем официальное систематическое наставничество. При этом имеется тенденция к возникновению и развитию глубокого взаимопонимания между двумя общающимися в онлайновом режиме людьми, что приводит к более глубоким и структурированным взаимоотношениям.

Онлайновое консультирование и обучение вызывало много споров, в которых говорилось даже, что не стоит и пытаться этим заниматься. Поборники краткосрочной, позитивной и когнитивной психотерапии были открыты для использования этих возможностей, в то время как приверженцы направлений в психотерапии, требующих более интенсивных бесед, как правило, оставались противниками онлайнового консультирования. Представители различных направлений психотерапии New Age и индивидуального кураторства, а также лекторы мотивационных семинаров освоили Интернет, и даже предлагают индивидуальное онлайновое духовное наставничество. В одном таком кураторском и учебном списке рассылки насчитывается 1700 членов. Консультанты по вопросам карьерного роста широко используют компьютеры, а также онлайновое тестирование и консультирование, и это сегмент консультационной деятельности, вероятно, является наиболее компьютеризованным. Тест Майерс-Бриггс и другие тесты типов личности могут проводиться в онлайновом режиме и, таким образом, процедура подбора персонала упрощается.

В плане миссионерской деятельности, миссионер может задать личный вопрос консультанту миссии и получить совет в онлайновом режиме, а затем, при необходимости, посетить консультанта самому или организовать его приезд. Таким образом, возможность связаться по электронной почте с компетентными консультантами может помочь миссионеру справиться с делами и раздражающими факторами, не накапливая стресс до личной встречи на следующей конференции персонала. Это очень ценно как часть работы и само по себе. Наставнические функции могут быть использованы в программах подготовки руководителей, обучении пасторов и в работе с новообращенными в труднодоступных странах. Кибер-консультирование не может полностью заменить личное консультирование, однако, во многих случаях оно дает долгожданную помощь и гораздо лучше, чем полное отсутствие консультаций или помощи.

Интернет-кафе христианских общин

Использование интернет-кафе получило признание как миссионерская стратегия и форма целостного развития служения по наведению мостов над цифровым барьером. Эндрю Сирз из AC4 и доктор Джозайя Конради из WIN известны как новаторы в этой области. Association of Christian Community Computer Centers (www.ac4.org) является организацией, основанной чтобы помочь использовать интернет-кафе, в частности, церквам и миссиям. В миссиях интернет-кафе весьма успешно использовались как центры проповеди Евангелия и обучения в труднодоступных странах, где они обеспечивали доступ в Интернет, также в них проводилось изучение английского языка и различных компьютерных курсов. Эта стратегия, похоже, наилучшим образом работает в небольших и средних по размеру городских сообществах в удаленных районах, где имеется достаточно людей, чтобы интернет-кафе не пустовало, и где интернет-кафе по-прежнему является достаточно непривычной вещью, чтобы быть желанным дополнением к местной инфраструктуре.

Web%20icafe-upg_1.jpgЯ пытаюсь сделать следующий шаг и использовать интернет-кафе в качестве самофинансируемой стратегии для групп миссионеров, направляющихся к неохваченным группам людей в Азии. Интернет-кафе с двадцатью компьютерами может обеспечить 4-6 азиатским миссионерам приемлемый по меркам тех мест, где они служат, уровень жизни (~200 долларов в месяц). Пожертвованные бывшие в употреблении компьютеры будут использованы, чтобы с помощью Божией организовать сначала три таких интернет-кафе, а затем, в течение пяти лет еще двадцать семь. Интернет-кафе служит местом встреч общины, местом для получения заочного образования через Интернет и источником средств для команды (поскольку в Азии уровень поддержки из традиционных источников часто не соответствует требованиям). Все члены команды должны уметь пользоваться компьютером, однако только один должен быть действительно IT-специалистом, который будет следить за компьютерами. Остальные будут организаторами церквей, служителями и учителями. Для этого требуются принимающие решение на месте структуры, основанные на команде, которые будут описаны в этой статье дальше.

Другие применения

Ведется исследование множества других применений. В их число входит раздача карманных компьютеров, загруженных развивающими и образовательными материалами отдаленным общинам (p3internet.org), организация сообществ по электронной почте, миссии милосердия и служения освобождения, координируемые через веб-сайт, раздача компьютеров для наведения мостов над цифровым барьером, онлайновое церковное консультирование и так далее. Богатое воображение думающих об исполнении Великого поручения верующих находит многочисленные пути служения народам с использованием компьютеров.

Часть II – На пути к кибермиссии

Заключение

Кибермиссионерство непременно войдет в жизнь. Фактически оно уже начало входить в нее на дальних границах и инновационной передовой миссионерства. Горчичное зерно посеяно. Как ему теперь лучше всего расти? Я хотел бы видеть, что миссии обсуждают между собой наилучшую структуру, финансирование, планирование и воплощение в жизнь киберслужений. Мне бы хотелось, чтобы большие миссии организовали отделы кибермиссионерства, связанные между собой узами хорошо организованного внешнего и внутреннего сотрудничества. Кроме того, наряду с другими специалистами миссионерских организаций, должны готовиться специалисты для кибермиссий, как я надеюсь, в сотрудничестве с другими церквами и миссионерскими организациями. Кибермиссия — это приключение, и подобно всем настоящим приключениям, для нее характерны неожиданный результат, много риска, трудностей и вопросительных знаков. Однако Интернет — это прекрасное место для проповеди Евангелия, он невероятно эффективный и потрясающе недорогой. Кибермиссии сложны, однако они могут создаваться и успешно создаются. Кибермиссии приносят результаты, и они могут приносить эти результаты в таких местах, куда мы не можем попасть никакими обычными способами. Используя принцип из арсенала позитивной психотерапии: «Если это работает – делайте его больше!»

Об авторе

Web%20John%20Edmiston.jpgДжон Эдмистон является начальником отдела Филиппин Frontier Servants и ректором Asian Internet Bible Institute. Он занимается интернет-миссионерством с 1989 года и в свое время был редактором Eternity Online Magazine. Он австралиец и живет в Маниле с женой Миндой, ботаником по профессии.

Личное знакомство автора с компьютерами и миссионерской деятельностью началось в 1988 году со старого персонального компьютера Microbee, у которого даже не было жесткого диска! К 1991 году он уже помогал организовать Australian BibleNet, которая была частью старой сети электронных досок объявлений FidoNet. В начале 1994 года, когда Сеть только зарождалась, он создал один из первых христианских веб-сайтов «The Prayer Page» – первый сайт, который позволил людям публиковать в онлайновом режиме свои молитвенные нужды и учить, как следует молиться. Со временем (в середине 1994 года) этот сайт перерос в Eternity Online Magazine, который функционировал до конца 1998 года, когда прекратилось финансирование. На пике своей популярности в 1997 году Eternity Online Magazine имел более миллиона читателей, и около пятисот человек каждый год сообщали, что они пришли ко Христу через его страницы. В конце 2001 года Джон принял приглашение Asian Internet Bible Institute (www.aibi.ph), который вел двенадцать бесплатных онлайновых курсов, включая состоящий из 21 модуля курс по основанию церквей Harvestime, в попытках помочь (через интернет-кафе и церковные компьютеры) 70 процентам азиатских пасторов, не имевших надлежащей миссионерской подготовки. В настоящее время автор совместно с ведущими миссионерами работает также над стратегией организации церквей среди неохваченных групп людей в Азии при помощи интернет-кафе, укомплектованных филиппинскими миссионерами.

Комментариев еще нет

  • Пишите ваши мнения. Мы будем рады конструктивному обсуждению поднимаемых тем.

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий!