Матрица Грея – подробное объяснение (12.01.2007)

Опубликовано: AlexYefetov | Рубрика: Статьи

Введение в Матрицу Грея и шкалу Энгеля как эффективные интсрументы планирования евангелизационной деятельности читайте здесь.

Матрица расширяет наше понимание процесса посредством полной двумерной модели. Она выделяет когнитивные (познавательные) элементы, располагая их по вертикальной оси (Y, если использовать математические термины), в то время как отношение располагается по горизонтальной оси (X). Кроме того, заметным отличием является то, что согласно математической традиции положительные числа откладываются вверх и вправо, в то время как отрицательные в противоположном направлении. Таким образом, Шкала Энгеля оказывается как бы вывернутой наизнанку.

Как уже было отмечено, духовное возрождение – вопрос не только получения знаний (или выработки позитивного отношения к христианской вере). Матрица не пытается этого утверждать. Как и всякая модель, она несовершенна и не должна рассматриваться в качестве богословского утверждения: никакая модель не может отразить всех многочисленных аспектов духовного процесса рождения свыше через веру во Христа. Однако для целей Матрицы обращение в христианскую веру через возрождение отображается достижением горизонтальной оси, или нуля на оси вертикальной.

Матрица предлагается, скорее, как полезный инструмент, помогающий нам лучше понять нашу роль в качестве передающих драгоценнейшую Благую весть, врученную нам – в глиняных сосудах! Она предназначена для решения важнейшего вопроса – подбора соответствующего уровня подачи Евангелия аудитории, где бы эта аудитория ни находилась. В действительности это ничем не отличается от нахождения соответствующего предмета для обсуждения в разговоре с нашими соседями или теми, кого мы можем встретить на рынке.

Базовая модель Матрицы

gray-matrix_2.jpg

Уровни от -7 до +4 и от -3 до +3 просто иллюстрируют возможные этапы или фазы и не подразумевают точного отображения процесса.

Вертикальная шкала отражает степень знания и понимания человеком Евангелия, от минимального уровня понимания -7 до номинального +4, где начало отсчета 0 можно рассматривать, как зону обращения.

Термин зона предпочтителен, хотя не всегда ясно определен. (Следует также отметить, что точка, в которой отношение человека сменяется с отрицательного на положительное, тоже не имеет ясного определения). Максимум +4 выбран произвольно, без цели создать впечатление, что человек, достигший однажды определенного уровня духовной осведомленности, достиг предела. Это непрекращающийся процесс.

Обозначение, присвоенное каждому уровню, не претендует на исчерпывающую точность, поскольку не является точным исследованием, но служит скорее для иллюстрации происходящего роста понимания.

Горизонтальная ось отражает личную открытость человека Евангелию и христианскому учению. С левой стороны находятся люди отвергающие его или закрытые. Справа находятся те, кто открыт и желает узнать больше. Иначе выражаясь, мы можем сказать, что находящиеся слева движутся прочь от Христа, а находящиеся справа – к Нему.

Что показывает Матрица

Матрица Грея графически демонстрирует, где находится человек или группа людей в плане их духовного развития. Таким образом, матрица служит инструментом, помогающим лучше понять, как нужно организовать общение с этими людьми. Позже мы увидим, что она может быть чрезвычайно полезной, помогая нам критически оценить любой способ достижения людей для Евангелия, к которому мы прибегаем, и показывая нам, соответствует ли он ожиданиям.

gray-matrix_3.jpg

Матрица имеет четыре больших квадранта (или области). Квадранты отражают различные наборы характерных особенностей. Чем дальше от начала отсчета, тем отчетливей проявляются эти особенности, а чем ближе – тем, соответственно, слабее. Однако в общем случае люди в этих четырех квадрантах демонстрируют следующее:

  • Квадрант А (левый нижний):
    • закрыты для Евангелия и не знают его
    • отвергают проповедь
    • не понимают Евангелия и, возможно, безразличны к нему
    • могут открыто противиться попыткам их достижения и евангелизации
    • находятся в состоянии враждебности и противостояния по отношению к христианам, евангелизации и церковной деятельности
  • Квадрант B (правый нижний):
    • открыты для Евангелия и страстно желают узнать больше
    • принимают проповедь
    • не понимают Евангелия и, возможно, безразличны к нему
    • приветливо относятся к христианам и их деятельности
    • нива, созревшая для жатвы
  • Квадрант C (правый верхний):
    • возрожденные свыше христиане – члены общины верующих (если таковая имеется, и ее можно свободно посещать)
    • растущие во Христе
    • активны в Церкви
    • приводящие других к познанию Христа
    • являющие пример того, как благодать Божия действует в человеке, посредством Святого Духа
  • Квадрант D (левый верхний):
    • сложная группа людей, которые в свое время обратились, но отпали от веры или отказались от активного общения
    • недоброжелательно относятся к христианству и Церкви
    • духовно «холодные»
    • практически не поддаются влиянию средств массовой информации, но при терпеливом индивидуальном подходе могут вернуться в общину

Как Матрица нам помогает

Независимо от того, каким христианским служением мы занимаемся, Матрица Грея помогает нам следующим образом:

  • она помогает нам визуально представить, на каком этапе своего духовного странствия находятся люди
  • она напоминает нам, что передачи одного лишь духовного знания недостаточно. Мы должны уделять внимание налаживанию взаимоотношений, мнениям, чувствам и пониманию
  • она помогает нам лучше понять, о чем мы должны будем говорить для того, чтобы вызвать у людей интерес и понимание
  • она снабжает нас инструментом, который помогает нам оценить пределы до которых наше служение будет эффективным в передаче вести (какой бы ни была эта весть)

Применение Матрицы на практике

Матрица первоначально была разработана для использования на радио. Сейчас ведется работа над признанием ее полезности в других областях христианской деятельности:

  • Радио
  • Другие средства массовой информации
  • Поместная церковь
  • Интернет
  • Миссия

Как это работает

Как Матрица помогает нам понять наши различные аудитории, что они должны знать и чувствовать?

Любой человек, независимо от его демографических данных, может быть отнесен к некоторой точке Матрицы. Чувствуя, что знаем человека хорошо, мы можем сделать достаточно близкое к истине предположение и сказать, что он находится, например, в точке (-2,-6) в квадранте (A). Это можно истолковать как утверждение, что он (точка X) почти полностью закрыт для Евангелия (-2), а также весьма несведущ относительно его содержания (-6).

gray-matrix_4.jpg

Другой человек (Y) может находиться в точке (+1,-4), что означает, что он открыт для Евангелия, страстно желает найти ответы и готов узнать больше. Третьего человека (Z), верующего, можно расположить в точке (+2,+3), указывающей на его позитивное отношение, страстное желание духовного роста и что он христианин во всех проявлениях.

Мы можем найти подобных людей в Библии

Взгляните на некоторых людей, с которыми встречался Иисус:

  • Толпа была весьма враждебна к Иисусу, когда Он открыл, что не является их царем. Они хотели убить Его. В Матрице их можно отнести к точке (-3,-4) в квадранте (A).
  • Женщина у колодца (Ин. 4) явно должна быть отнесена к квадранту (B) – хотя ее духовное понимание было гораздо выше минимального. Ее открытость к восприятию учения Иисуса продемонстрировала потребность в духовной истине, которая делалась все более очевидной по мере обращения. Поместим ее в точку (+2,-3).
  • Кого следует отнести к квадранту (C)? Как насчет одного из учеников – Иоанна? Или выберем апостола Павла, переместившегося, из точки, скажем, (-2,-3) в квадранте (A), в точку (+3,+4) в квадранте (C) и далее. Фактически у нас имеется широкий выбор людей, которые всецело посвятили себя служению Христу.
  • Димас упомянут Павлом как человек, который оставил его, «возлюбив нынешний век». Он отступился от веры. Ветхозаветный пророк Валаам (Чис. 23-24) может служить примером человека, относящегося к квадранту (D). А может, и царь Саул в свои былые дни.

Это, конечно, предположения, сделанные для иллюстрации идеи. В реальной сегодняшней обстановке нам нужно быть более осмотрительными при оценке состояния людей. Предположения не слишком объективны и вполне могут отражать плохое понимание аудитории и ее положения – как в духовном плане, так и в смысле реальной открытости для Евангелия. Научное исследование может гораздо лучше прояснить вопрос. Хорошим примером этого является исследование Bangkok All Media Penetration, проведенное Вайгго Сёгаардом в Таиланде. Используя разбитые по группам выборки опрошенных, оно выявило отношения и уровни понимания различных частей тайского населения Бангкока.

Наша общая задача – помогать людям двигаться в сторону квадранта (C) в верхнем правом углу матрицы, чтобы они могли расти во Христе как члены поместной общины верующих.

Больше, чем знание

Перемещение человека или группы людей из нижнего левого (A) в верхний правый (C) квадрант включает две составляющих:

  • вертикальная составляющая (человек не может прийти к вере без понимания основ Евангелия), и
  • горизонтальная составляющая (показывающая, что для того, чтобы прийти к вере, человек должен быть открыт для Евангелия и Бога).

Знание само по себе не убеждает человека. Наше послание должно также содержать элементы благодати и чувствительности к обстоятельствам жизни слушателя.

gray-matrix_5.jpg

Оценив с определенной степенью достоверности, где на Матрице расположена наша «аудитория», мы можем приступить к разработке форм служения или программ, соответствующих ее состоянию и уровню понимания. Для этого может понадобиться некоторое количество экспериментов и внесения корректив, чтобы определить, что работает лучше всего. Это может даже включать различные формы достижения людей, каждая из которых привносит свои сильные стороны в общую стратегию общения. Если окажется, что общее движение происходит вверх и направо, мы сможем сказать, что наш подход работает.

Жизненный пример – радио

Матрица весьма помогает нам в подготовке радиопрограмм двумя путями:

  • Определением, какой тип программ мы должны создавать для выбранной нами аудитории – и что нам нужно говорить этим людям.
  • Оценкой пригодности существующих программ или связанных с радио видов деятельности для достижения наших целей.

Как Матрица помогает нам понять нашу аудиторию и что они должны услышать?

В основном нашего слушателя можно отнести к определенной точке Матрицы.

Сильные и слабые стороны радио

Рассмотрим, что может делать радио. Многие люди, вовлеченные радио-служение для проповеди Евангелия, имеют нереалистичные ожидания в отношении того, чего они могут достигнуть своими радиопередачами. Радио имеет явные сильные стороны (такие как оперативность, возможность преодолевать барьеры, неконфронтационный и индивидуальный характер, и т.д.), однако у него есть и недостатки. Оно не может осуществлять контакт или диалог лицом к лицу, оно не может дотронуться, его передачи преходящи и не могут донести больше подробностей, не прибегая к специальным типам образовательных технологий, и т.д.

Перемещение слушателя

Давайте еще раз взглянем на слушателя X относящегося к точке (-2,-6) в квадранте (A). Как можем мы помочь ему в его странствии ко Христу и Царству Божию в квадрант (C)?

Мы должны взглянуть на нашу общую стратегию общения, поставить достижимые цели, согласующиеся с ролью радиовещания, и обеспечить набор программ, которые удовлетворят потребности этой многообразной аудитории на различных этапах, представленных в квадрантах.

Например, мы можем предложить такую вполне полноценную, но скромную задачу как помощь нашим слушателям переместиться из точки (-2,-6) в точку (0,-6). Это означает, что программа будет служить разрушению предубежденности слушателя по отношению к Евангелию (и христианам?) и сделает его более открытым. Это может быть вполне полноценной задачей для долговременного стратегического плана – и при этом задачей, очень хорошо подходящей для радио.

Практические примеры

Возьмем, к примеру, Британию, где глубокоуважаемая BBC оказывает огромное влияние на стандарты и практику вещания. Одна из таких норм – ограничение возможности открытой проповеди Евангелия или даже акцентирования внимания на уникальности Христа. И вот, один продюсер христианской радиопрограммы поставил себе цель заставить людей, не имеющих привычки посещать церковь, ходить в церковь. Это было незамысловатой целью его программы; и все усилия были направлены в этом направлении. Такой подход не был хорошо понят многими членами церкви, которым казалось, что он впустую растрачивает прекрасную возможность. К сожалению, они не понимали ни природы радио, ни давления под которым должен был работать этот продюсер.

По мере того, как Дух Святой движет людей ко Христу, наши радиопрограммы могут прокладывать путь, по которому они могут двигаться. Природа этого пути меняется в процессе движения, и порой это может выглядеть так:

gray-matrix_6.jpg

Чем вымощена эта дорога?

Взглянув более пристально, мы можем обнаружить следующее:

gray-matrix_7.jpg

Различные радиопрограммы (программы J, K, L, M, N и O) помогают проложить путь для построения отношения слушателя к Евангелию, а также его постижения, знания и понимания. Программы наиболее подходящие для J, K (возможно L), как описано ранее, играют информационную, развлекательную и обучающую роль

Посев, полив, жатва…

Используя библейскую терминологию, мы можем сказать, что программы J-L СЕЮТ, программа M ПОЛИВАЕТ, а программа N ЖНЕТ. ВЗРАЩИВАЕТ программа O. (Библейскую подоплеку процесса смотрите у Ин. 4:35-38, а о севе и поливе в 1 Кор. 3:6-9).

Все программы от J до О имеют свои конкретные цели и играют различные роли. Они обслуживают различные аудитории с различными уровнями понимания (являясь следующим шагом в процессе духовного роста).

Конечно, это чрезмерное упрощение с целью показать суть. В действительности все неизбежно бывает гораздо сложнее, поскольку на человека, приводя его к точке принятия решения, влияют множество других факторов. Окончательный состав смеси ингредиентов, необходимых каждому отдельному человеку, определяет Святой Дух.

Хорошо ли совмещаются кусочки головоломки?

Каждый кусочек головоломки подходит только к одному месту. Совмещение различных видов программ дает гораздо больше возможностей для творчества, направленности и ориентации на аудиторию при их создании. Роли программ могут частично перекрываться и перемешиваться, при этом одна программа может играть одновременно несколько ролей.

Ограниченность эфирного времени накладывает ограничения на объем того, что может быть сделано в рамках сетки вещания для каждого дня, а чтобы служить различным аудиториям, потребуется мудрость.

Практический пример

В некой службе вещания, имеющей один час в день, план программы был тщательно разработан, чтобы оптимизировать использование времени, обслуживая различные аудитории последовательно на протяжении часа. Часовой блок фактически разбит на четыре 15-минутные части:

Первая часть начинается с представляющей общечеловеческий интерес истории без специального христианского содержания. За нею тут же следует ненавязчивое представление Евангелия.

Во второй части представляется рациональное обоснование Евангелия для людей, имеющих различные взгляды на мир, бросая вызов основам их системы убеждений.

В третьей пятнадцатиминутке ударение смещается на конкретные христианские доктрины, а в четвертое части особое внимание уделяется обучению пасторов и лидеров, напоминающее библейские классы.

Таким образом, содержание программы в продолжение вещания приобретает все более богословский характер. По мере роста понимания слушателей они начинают слушать программу дольше и более регулярно. Аудитория будет откликаться на программы и двигаться дальше. Нам нужно двигаться вместе с ними, однако что нам делать с теми, кто подходит сзади, чтобы занять их место?

По материалам Christian Communication Course 

Комментариев еще нет

  • Пишите ваши мнения. Мы будем рады конструктивному обсуждению поднимаемых тем.

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий!