Стратегия моста (11.12.2006)

Опубликовано: AlexYefetov | Рубрика: Статьи

Способ дотянуться до миллионов

«Используйте то, что доминирует в культуре, чтобы быстро ее изменить. В ваших собственных интересах найти способ быть максимально деликатным» – высечено на наружной стене Центра современного искусства “Уяздовский замок”, Варшава

«Наживляйте крючок, исходя из того, что нравится рыбе, а не что нравится рыбаку». – Э. Хемингуэй

Важно понимать, что Интернет – это притягивающая информационная среда, в отличие от литературы и радио, которые являются линейными средствами, использующими метод «проталкивания». Вообще говоря, люди приходят в Интернет в поисках информации. Страницы, которые имеют отношение к предмету их поисков «притягивают» их.

Большинство людей не ищут христианских материалов и, поэтому, несомненно, никогда их не найдут. Если они в поисках информации на нерелигиозные темы случайно наталкиваются в списке, выданном поисковой машиной, на явно христианскую страничку, они вряд ли на нее пойдут. А если и пойдут, то, вряд ли, задержатся. Большинство людей имеют относительно низкий уровень духовного понимания, что наглядно отражает Матрица Грея - модификация шкалы Энгеля.

В любом случае, подавляющее большинство христианских сайтов создавалось для христиан с использованием «внутреннего» христианского языка, жаргона и допущений, которые могут оказаться очень тяжелыми для понимания нехристиан, даже если те обнаружат такие страницы.

Так что же ищет в Интернете большинство людей? То, что их интересует! Это

  • Спорт
  • Здоровье
  • Секс и взаимоотношения между людьми
  • Советы относительно личных проблем
  • Хобби
  • Местная информация
  • Туризм
  • Юмор
  • Фильмы
  • Музыка
  • Новости
  • Знаменитости
  • …и миллион других вещей

Еще один новый материал о пути спасения не дойдет до многих из них, если только мы не «закинем сеть по другую сторону лодки» (Иоан.21:6), используя Стратегию Моста.

Стратегия Моста: «Быть тем, что они ищут»

Создавайте странички, посвященные этим нерелигиозным темам или ощутимым потребностям, и мы сможем достучаться до любой группы людей. Мы можем называть это «стратегией моста». Другие могут использовать другое название (например, «магнитные странички»), однако означать это будет то же самое – идентификацию с реальными интересами людей.

Это не значит, что мы создаем странички, которые вводят в заблуждение и на самом деле не посвящены заявленным темам. Если мы создаем страничку о восстановлении автомобилей «Фольксваген», или о разведении мышей, или о популярном музыканте, страничка действительно должна быть «об» этом предмете. Она должна быть максимально качественной и информативной, возможно, с множеством полезных ссылок на другие странички, посвященные тому же вопросу. Страницы, наводящие мосты, должны быть целостными и честными. Они должны согласовываться с контекстом, ожидаемым читателями: X-Спектр помогает нам определить уровень контекстуализации веб-сайта. Эмлин и Дальние пруды это история о рыбной ловле, которая иллюстрирует возможности, которые дает нам Интернет.

Как построить «мост»

Есть несколько способов привлечения людей «с той стороны моста» к страничкам, которые рассказывают о Евангелии. Мы можем назвать это также «многослойным подходом» – наподобие разворачивания подарка, обернутого несколькими слоями бумаги:

a. Ваше свидетельство

Каким бы ни был ваш сайт, поместите на нем ссылку «связаться с вебмастером» или «об авторе». Они дают вам возможность поделиться своим свидетельством. (Но не называйте такую ссылку «свидетельство» – это христианское жаргонное слово). Сначала расскажите о себе, где вы живете, что вам нравится и т.д. Затем перейдите к рассказу о том, как с вами произошло нечто, полностью изменившее ваши взгляды на жизнь. «Люди интересуются людьми». Они всегда в первую очередь читают в газетах очерки, интересные для широкой публики. Короткие аудио или видеоклипы о конкретном человеке, тоже могут добавить интереса к благовестнической страничке.

b. Ссылки «о смысле жизни»

На веб-сайте любого типа вы можете поместить ссылки вроде «В чем смысл жизни?» или «Обрести полноту жизни». Эти ссылки не выглядят проповедническими и даже христианскими, однако указывают на некое духовное содержание «непугающего» характера. Эти ссылки могут не только вести к ненавязчивому объяснению Евангелия, но также дают возможность предложить ответы на апологетические вопросы в форме ЧАВО (часто задаваемых вопросов).

c. Иносказания

Иисус использовал истории со смыслом в качестве главного средства передачи Благой вести. И Он не всегда объяснял этот смысл – Он давал людям возможность пойти и подумать! Какой бы ни была тематика веб-сайта, вполне возможно сделать на нем страницу, где на базе основной темы будут проводиться параллели и аналогии. Например, сайт, посвященный восстановлению автомобилей «Фольксваген» может содержать страничку, которая будет наводить на мысль, что как старым машинам нужны новые двигатели, так и нашей жизни требуется нечто новое. Сайт о разведении мышей может включать страничку о том, как мышка-мать заботится о своих детенышах, и точно так же Бог заботится о людях. Под таким углом зрения можно взглянуть практически на любой предмет. Фильмы, книги и музыка представляют благодатную почву для такого подхода. Они часто содержат смыслы, которых авторы вовсе не подразумевали.

Страничка-«мост» не должна «смотреться» как христианская ни по языку, ни по графике. Чем более нерелигиозной она выглядит, тем лучше будет поддерживать связь с людьми без христианского опыта. Как и на всех прочих страницах, на ней следует избегать жаргона. На этой страничке христианство может вообще упоминаться минимально, давая возможность ссылкам приводить на другие страницы со все возрастающим количеством материалов о Евангелии. Матрица Грея помогает нам понять как общаться с людьми, которые имеют мало знаний или энтузиазма по отношению к Евангелию. Мы должны научиться быть информационными архитекторами.

Баланс

Важно позаботиться о соблюдении правильного баланса. Многие миссионерские сайты, представленные в этом руководстве, используют стратегию моста разумно и деликатно. Веб-миссионеры могут различаться во взглядах на то, насколько неброской должна быть главная страничка сайта-«моста». «И оправдана премудрость всеми чадами ее» (Лк. 7:35). Однако имеется большая необходимость в новых творческих способах использования стратегии моста.

Библейская основа

Иисус велел нам «идти по всему миру и проповедовать Евангелие», а не ждать пока люди придут и услышат его в нашей церкви. «Идея, что мы должны ограничиваться проповедью только в стенах, очень вредна. Наш Господь, и это правда, проповедовал в синагогах, однако Он часто говорил на склоне горы, или с лодки, или во дворе дома, или на людных улицах. Единственное, что Ему было нужно, это слушатели. Он был истинным Ловцом душ, а не таким, как те, что сидят в своих домах и ожидают, что рыбы приплывут к ним, чтобы быть пойманными» (Сперджен).

Стратегия моста, по сути, является кибер-эквивалентом этой традиции. Конечно же, она должна применяться без малейшей примеси трюкачества. Стратегия моста – это идентификация с насущными потребностями и общими интересами. Иисусово личное служение практически всегда начиналось с ощутимых потребностей. Общение бывает плодотворным в том случае, если имеется область общего жизненного опыта, как ясно показано в библейской концепции перекрывающихся интересов Уилбура Шрамма.

Странички-«мосты» являются проявлением благовестия воплощения – в смысле полной самоидентификации с людьми пример которой явил Господь Иисус. Дополнительную информацию о благовестии воплощения см. в Tell It Often.

Несмотря на то, что Евангелие неизменно, наши методы и стратегии должны меняться. Хотя мы и не можем сравнивать стратегии, необходимые сегодня, с теми, которые работали 150 лет назад, стоит заметить, что Сперджен порой использовал подход, очень близкий к подходу моста. Например, выступая в Абердине на мероприятии, которое сегодня могли бы назвать деловым завтраком, он говорил об «успехе в жизни», сначала в мирских делах, а затем в духовной жизни. Более того, все его произведения полны вкраплений мирских иллюстраций и юмора. Рик Уоррен также говорит о принципе моста по отношению к написанию проповедей.

Примеры

Сайт www.okolokino.ru предлагает рецензии популярных фильмов и рассказыает о духовных аспектах и параллелях, представленных в современном кино. 

Многие из этих миссионерских страничек используют стратегию моста.

Этот пример женского евангелизационного сайта демонстрирует мудрое использование стратегии моста.

Комплексное веб-миссионерство в Польше очень эффективно использует эту стратегию.

Творческое планирование миссионерского служения объясняет, как начинать с ощутимых нужд в планировании миссионерской стратегии.

«Ценное свидетельство» – никаких трюков

Используя подход наведения мостов, несомненно, нельзя прибегать к каким-либо формам хитрости или трюкачества, что в любом случае приводит к обратным результатам. Мы, несомненно, можем поразить посетителей необычной точкой зрения, заинтриговать их, но все время делать это с любовью и прямотой. Еще…

Не единственный путь

Людям, которые уже хотят узнать больше о Боге, сайты-«мосты», конечно, не нужны. Уже имеется довольно большое количество прекрасных веб-страниц, которые помогут ищущему. В то же время лишь очень немного сайтов, нацеленных на людей, более далеких от Евангелия.

Кроме того, имеются прекрасные миссионерские сайты, которые не прибегают к стратегии моста, но используют для привлечения к себе людей другие стратегии. Например, русскоязычный ресурс «Сила для перемен» участвует в комплексных рекламных кампаниях в других СМИ. Кроме того, он идеально подходит для того, чтобы христиане, имеющие личные странички-«мосты», делали на него ссылки, как на место, где представление ключевые Евангельские истины.

Следует отметить, что стратегия моста хорошо применима в основном для аморфной и разнородной аудитории, как инструмент для привлечения людей к главному содержанию. Для узконаправленных сайтов и аудиторий, к которым существуют другие средства доступа, стратегия веб-евангелизации может быть более прямой.

Пример – ресурс EveryStudent.com (EScom) международного служения Campus Crusade For Christ. Действуя в строго определенной среде – университетских студгородках, и имея людей на местах – сотрудников ССС и студентов-христиан, стремящиеся сообщить окружающим URL сайта (как и в случае свидетельства Кристи, которое представлено на сайте www.Internetevangelismday.com), вы гораздо меньше нуждаетесь в использовании стратегии моста.

В CCC, по словам одного из руководителей проекта EveryStudent.com, имеется 4 типа миссионерских сайтов:

  1. большей частью нерелигиозные с вкраплениями духовного материала – WomenToday, iamnext
  2. свидетельства людей – PowertoChange
  3. посвященные исключительно Богу/Иисусу – WhoisJesus
  4. посвященные нерелигиозным и духовным вопросам, но с благовестием на каждой странице – EveryStudent.com

В планировании и построении евангелизационных ресурсов такого типа, по мнению команды EScom, следует руководствоваться следующими принципами:

Во-первых, продумайте, для чего этот сайт будет использоваться. EScom был создан для студенческого служения, поэтому его сотрудникам нужен был простой, недорогой и эффективный способ достичь каждого студента в университетском городке. Для некоторых из них (не для всех) это – чуть ли не основное в их служении. Почему это важно: если сотрудники собираются развешивать плакаты, вручать листовки, и т.д., они больше расположены делать это для сайта, который, как им известно, является четко евангелизационным. Едва ли они стали бы что-то делать для мирского в основном содержании сайта или для сайта слишком религиозного. Нашим сотрудникам нужен сайт евангелизационній и привлекательный одновременно. Так что следует проектировать сайт в четком соответствии с тем, как и зачем он будет использоваться.

Во-вторых, удостоверьтесь, что мы доносим то, что должны донести. Едва ли в ваших планах, чтобы студент, зайдя на сайт, провел на нем 3-4 минуты, получил парочку хороших советов мирского характера и ушел, так и не узнав того, ради чего собственно мы это организовали. Он может получить советы, касающиеся стирки белья, успеха в учебе и построения карьеры, во многих других местах. Сколько посетителей действительно заходят в духовный раздел вашего сайта? Мы должны обеспечить, чтобы они узнали весть о том, Кто есть Бог и что значит знать Его. Будет грустно, если Мусульманин зайдет на ваш сайт и уйдет до того, как узнает о Боге или Иисусе.

В-третьих, следует учесть, что убедительность требует времени и глубины послания. Сайты, придерживающиеся хорошего стиля веб-дизайна, подают все кратко, мелкими порциями, разбитым по пунктам. EScom так не делает, поскольку его команда считает, что материал должен быть достаточно длинным, чтобы увлечь человека, заставить его действительно остановиться и задуматься о чем-то. Чтобы убедить этого человека, что Богу есть что ему предложить. «Иисус спасает» – лаконично, но не убедительно. Нужно всегода иметь в виду, что нам как посланникам Благой вести, нужно время, чтобы привлечь сердца и разум людей на более глубоком уровне.

В-четвертых, оформление должно соответствовать подходу к служению. Основной объем служения на EScom, осуществляется через содержимое сайта. Да, многое происходит в ходе обмена электронными письмами, однако в действительности лишь малый процент людей, заходящих на сайт, посылают нам письма. Сайт работает больше, чем должен работать его персонал. Статьи посылаются по электронной почте и загружаются. Содержимое несет весть. На других сайтах основным служением может быть общение по электронной почте или в чате, и содержимое должно этому соответствовать.

 По материалам Christian Communication Course 

Комментарии (2)

  • Новый сайт Околокино.net: точка входа | Благая Весть в Сети - www.evangelism.ru // Feb 11, 2009 at 01:23

    [...] В начале февраля запустился новый сайт Околокино.net: Вокруг да около кино. Он стал дальнейшим развитием блога в Живом Журнале, который я начал в 2006 году как лабораторную работу по реализации Стратегии Моста. [...]

  • proleo // Jun 6, 2010 at 16:43

    Вообще, есть задумка сделать сайт, ориентированный на “неизлесимо больных” людей с яркими свидетельствами и ссылками на евангилизационные ресурсы. Что думаете по этому поводу. Что посоветуете?

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий!